Только, только отзвенели в школах последние звонки. Только, только вчерашние школьники приступили к сдаче государственных экзаменов, простившись со школьной жизнью, убрали в стол свой основной документ российского школьника – дневник.
Ох уж этот школьный дневник, гордость отличников и бич озорников и прогульщиков, помощник в выполнении домашних заданий и безжалостный ябеда, докладывающий родителям все замечания учителей.
А многие ли из нас задавались вопросом: как давно он существует и какими были дневники наших прабабушек и прадедушек? Вот об этом мы и хотим вам сегодня поведать.
Школьный дневник появился в эпоху Просвещения. Самой распространенной версией считается та, что он был придуман в Англии в 1789 году педагогом Рональдом Кейрманом. Тогда дневник служил только для записи домашних заданий. В России школьный дневник появился примерно в середине XIX века, когда по всей империи начали открываться государственные гимназии.
Свой, почти современный вид, дневник приобрел уже в самом начале ХХ века. Тогда он назывался «Дневникъ для записыванiя уроковъ» и кроме граф для записи расписания уроков, домашних заданий к ним, а также граф для отметок, содержал еще поля с замечаниями, куда классным наставником выставлялись отметки за всю неделю по основным предметам, и обязательно оценивалось поведение, прилежание, внимание учеников, подсчитывались и записывались все пропуски и опоздания. Кроме того, в конце дневника помещались правила для учащихся, утвержденные Министерством народного просвещения, кои регламентировали поведение учащихся внутри учебного заведения, между наставниками и учениками, регламентировали поведение учащихся и вне стен учебного учреждения. В конце дневника помещался «Журналъ отсутствiй» ученика, где подробно, с указанием причины, расписывались все пропуски и даже опоздания.
Для девушек гимназисток, которые не жили при учебном заведении, а посещали его, был предусмотрен билет, выдававшийся человеку должному осуществлять сопровождение ученицы в гимназию и из гимназии домой. Да и на каникулы уехать без «Отпускного билета», регламентирующего время отдыха было не возможно.
Нужно сказать, что прогулять уроки было делом невероятно сложным, ибо даже отпроситься в церковь на службу и исповедь было невозможно без «Свидетельства о говении» (бланк которого размещался в конце дневника), которое по окончанию службы заверялась настоятелем или священником церкви, и предъявлялось по возвращению в гимназию надзирательнице, либо классной даме.