Цветовая схема:
Размер текста:

История поступления в музей экспонатов выставки «Барышня–крестьянка»

Выставка «Барышня–крестьянка» вызвала большой интерес у посетителей благодаря своим замечательным экспонатам, историю поступления которых стоит рассказать подробнее.

В самом начале выставки находится шелковое платье горчичного цвета, которое состоит из лифа и юбки. Первоначально лиф носился с корсетом, но со временем его вытачки были распущены, что сделало лиф похожим на обычную кофту. Платье принадлежало Анне Михайловне Прокашевой (в девичестве Вяковой) из села Волково Вятской губернии. Она родилась в 1885 г. в зажиточной крестьянской семье (её отцу принадлежала лавка). 5 января 1905 г. Анна Михайловна вышла замуж в этом платье за Прокашева Николая Афанасьевича, который работал сапожником на кожевенном производстве братьев Вахрушевых.

Кроме платья в музей были переданы и другие вещи семьи Прокашевых. Среди них свадебная рубашка-косоворотка Николая Афанасьевича из шелковой тафты красного цвета, мужская рубашка и женская блуза, сшитые и вышитые Анной Михайловной в начале ХХ в.

В музей эти вещи передала внучка Анны Михайловны и Николая Афанасьевича Прокашевых – Голиченко Галина Николаевна, которая была одним из ведущих сотрудников Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея, где проработала около 40 лет.

Платье горчичного цвета дополнено серыми ботинками на шнуровке. Они были переданы в музей одной из сотрудниц – Михалевой Валентиной Ивановной. Эти ботинки носила её бабушка, которая родилась в 1884 г. в селе Кочкуши (ныне Чамзинского района).

Второе платье, представленное на выставке, выполнено из белой вуали и украшено кружевной отделкой. Оно является летним легким воздушным нарядом и ярко воплощает в себе основную идею женского образа начала XX в. – невесомость и эфемерность. У платья типичная для своего времени конструкция – оно состоит из лифа и юбки, которые соединяются между собой на талии маленькими крючками. Интересен также крой лифа (согласно модной тенденции конца 1900-х гг.), выполненного с напуском на талии, который назывался "голубиная грудка". Эта форма позволяла женщинам шнуроваться немного меньше и слегка маскировала талию.

Третье платье является свадебным. Оно выполнено из шелкового атласа кремового цвета с длинными драпированными рукавами и шлейфом. Отделано вышивкой и жемчужными бусинами.

Оба платья – из белой вуали и свадебное атласное из Западной Европы. Они были переданы коллекционером Журавлевой Мариной Васильевной. В 2018 г. она посетила краеведческий музей и после экскурсии изъявила желание подарить несколько предметов из своей коллекции. Всего она передала 86 предметов. Среди них копии фотографий своих родственников из Рузаевки, несколько платьев и деталей женской одежды. Также она передала ёлочные украшения начала ХХ в., которые экспонировались относительно недавно – в декабре/январе на выставке «Свет Рождества».

В экспозиции представлены два воротничка для платья, также переданные коллекционером Журавлевой Мариной Васильевной. Первый выполнен из кружев «баттенберг» (баттенбергское кружево создавалось из ленточек, которые соединялись между собой нитяными бридами), а второй выкроен из тюлевого кружевного полотна.

Важным дополнением к нарядам являются зонтик от солнца и белые замшевые туфельки. Благородные дамы берегли белизну своей кожи, и поэтому зонт был необходимым аксессуаром, предохранявшим его владелицу от загара. Купол зонта, представленного на выставке, выполнен из белой чесучи, его ручка деревянная и украшена металлическим набалдашником с кисточкой.

Туфли и зонтик были приобретены музеем в 1972 г. в городе Ардатов, возможно, в ходе историко-бытовой экспедиции.

Зонтик принадлежал жительнице г. Ардатова Журавлевой Надежде Сергеевне. От нее же в музей поступили посуда, мебель, одежда, а также образцы рукоделия, в основном, вышивки (всего 40 предметов).

Белые замшевые туфельки принадлежали Барановой Александре Фёдоровне. От нее же в музей поступили предметы мебели, детали женского городского костюма, образцы рукоделия – всего 15 предметов.

Еще одним прекрасным дополнением выставки являются детали интерьера.

Прекрасные каминные часы на мраморной подставке с циферблатом в виде шара, который удерживают трое детей. Часы были приобретены у Антонины Георгиевны Майской в 1973 году вместе с мебельным гарнитуром для гостиной. Данный гарнитур сейчас украшает постоянную экспозицию нашего музея. В 1986 году у наследников Антонины Георгиевны музей приобрел зеркало псише, которое сейчас также находится в постоянной экспозиции.

Изящная фарфоровая статуэтка в виде девушки-цветочницы, которая держит корзинку и фартук наполненные цветами. Эта статуэтка вместе с другими изделиями из фарфора была подарена музею в 1920 г. Саранской художественной студией, куда они попали после изъятия из имения помещика, чье имя нам не известно.

Металлический подсвечник, который венчает женщина, сидящая на птице. Он поступил в музей в 1972 г. от Е.В. Мамонтовой вместе с 29 предметами декоративно-прикладного искусства и сувенирами различного происхождения, в том числе из Египта, Японии, Китая, Вьетнама и Болгарии.

А.Н. Занкина, научный сотрудник исторического отдела

Вернуться к списку новостей