Народный праздник «Герасим Грачевник» отмечается 17 марта (по старому стилю – 4 марта). В этот день православная церковь чтит память двух святых с именем Герасим: Герасима Иорданского и Герасима Вологодского, иеромонаха.
Герасим Иорданский – христианский святой, монах, который жил в V веке в Ликии (южная часть Малой Азии). Особенно широко известна история о приручении Аввой Герасимом дикого льва, которого святой вылечил от ран, поэтому на иконах этого святого чаще всего изображают вместе со львом.
Герасим Вологодский – православный святой, монах, живший в XII веке, основатель вологодского мужского монастыря в честь Святой Троицы на Кайсаровом ручье. Согласно преданию, Герасим основал город Вологду.
В народном календаре этот день именуют по-разному: «Герасим Грачевник», «Грачевники».
«Грачевником» называли потому, что в это время начинали прилетать с юга грачи. Интересно, что грачи обычно летят с той же скоростью, с какой продвигается фронт теплого воздуха, — около 50 километров в сутки. Наблюдательные люди знали, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнезд, то весна будет скорой и дружной. А вот если птицы, посидев на гнездах непродолжительное время, снова взлетают, холода продержатся еще несколько дней. Крестьяне использовали грачей как своего рода посевной календарь: если птицы сели на гнезда, то уже через некоторое время можно выходить в поле.
Хозяйки на «Герасима Грачевника» пекли «грачи», «грачики» — весеннее обрядовое печенье, изготовляемое из кислого ржаного теста. От «жаворонков» они отличались тем, что были крупнее и с большими «ногами». Их делали по числу членов семьи или на одного больше. В каждую птичку прятали по небольшому предмету, который предвещал судьбу: копейка — к счастью, деньгам; таракан — к сплетням; пуговица — «в солдаты идти»; луковица — к горю; лучина или тряпочка — «в могилу идти».
Молодые незамужние девушки в этот праздник гадали, выйдут ли они в этом году замуж. Для этого нужно было быстро выбежать на улицу и посмотреть, кто встретится первым. Если женщина – значит, быть свадьбе, а если мужчина, то в этом году можно сватов не ждать.
В народе говорили: «Герасим не только на Русь грачей пригоняет, но и со Святой Руси кикимору прогоняет».
В этот день крестьяне изгоняли злых духов из дома, «вываживали кикимору». Они верили в то, что кикимора постоянно пакостила: стучала вьюшкой в печи, спутывала пряжу, била горшки. Желая прогнать ее, в дом приглашали знахаря, который читал заговоры. Оттого в народе бытовало еще одно название этого дня: «Кикимора», «Изгнание Кикиморы».
М. Н. Седова, научный сотрудник отдела этнографии
Источники:
Церковно-народный месяцеслов И. П. Калинского. – М., 1990. Русский народ. Этнографическая энциклопедия в 2-х томах. / Главный редактор, составитель О. А. Платонов. – М., 2013. – 1 том Интернет-источники