Осенью природа словно проверяет нас на прочность, испытывая слякотью и пронизывающим ветром. Пережить это непростое время года, сохранив хорошее настроение, могут лишь те, кто заранее позаботился о надёжной защите от непогоды. Одним из таких испытанных средств является зонт.
История зонта насчитывает около трёх тысяч лет. Первоначально он служил для создания тени от солнца в жарких странах. До сих пор историки спорят, какая страна – Китай или Египет – является родиной этого полезного аксессуара. В древности зонт ‒ символ власти, богатства и могущества. Обладать им могли лишь правители и приближенные к ним особы. Существовала даже специальная придворная должность – носитель царского зонта.
Разделение на зонты от солнца и зонты от дождя произошло в середине XVIII века. Считается, что англичанин Джонас Хенвей ‒ первый, кто стал использовать зонт в качестве укрытия от дождя. В 1756 году он заменил дорогие кружева и тафту на более практичную и плотную ткань и начал прогуливаться под лондонским дождём, вызывая удивление и насмешки прохожих. Вскоре стало очевидно, что изобретение Хенвея – настоящее спасение для тех, у кого нет собственного экипажа. Складной зонт также является его изобретением.
С середины XIX века изобретатели активно работали над патентами в стремлении превратить зонт не только в защиту от непогоды, но и в многофункциональный аксессуар. Так появились зонты с отделениями для дамских принадлежностей (зеркальца, пудры, духов), зонты-кошельки и даже зонты с тайниками в ручке, предназначенными для хранения денег, оружия или секретных документов.
Отдельное направление представляли зонты, сочетавшие в себе функции защиты и самообороны. Одним из первых таких изобретений стали зонты-шпаги, аналогичные популярным в XIX веке тростям-шпагам. Позднее появились более сложные разработки – стреляющие зонты, в которых центральный стержень мог служить стволом, а спусковой механизм маскировался под элементы конструкции. Предполагалось, что такое устройство позволит владельцу неожиданно защититься от нападения. Однако интеграция достаточно мощного ствола делала зонт громоздким и тяжёлым, а использование его под дождём сводило на нет маскировку, делая его неудобным и опасным.
В России зонтик появился при Петре Первом. Название его происходит от голландского zondek, означающего ‘тент, полотно или парусина, растягиваемые над палубой судна для защиты от солнца и дождя’. Впрочем, существовало и исконно русское слово – солнечник.
До революции мужские зонты, как правило, были исключительно чёрного цвета и часто использовались как трости. Недорогие модели изготавливали из хлопчатобумажной ткани, более дорогие ‒ из шёлка. Ручки зонтов могли быть металлическими (никелированными), деревянными (из бамбука, можжевельника, вереска или его имитации).
Дамские зонты имели меньшие размеры и более высокие ручки. Встречались также зонтики, похожие на трости, с фигурными набалдашниками из кости, камня или серебра, изображающими цветы, головы животных и другие декоративные элементы, а также ручками в форме вопросительного знака. Для дамских зонтиков использовались ткани в основном тёмных тонов. Часто к ручкам крепились петли из шёлкового шнура или тесьмы, что позволяло носить зонт на руке в закрытом виде.
Зонты от солнца отличались большим разнообразием материалов и отделки. Их изготавливали из белого и разноцветного шёлка, кружев и вышивки ришелье. По краям летние зонты часто украшали кружевами или оборками. Ручки белых и кружевных зонтиков иногда делали целиком из слоновой кости. Распространённым элементом декора были петли с кистями и банты из лент.
С появлением моды на загар зонт в большинстве случаев стал служить защитой от дождя, утратив свои декоративные функции. На смену изящным зонтикам пришли практичные модели. Постепенно зонт уменьшился до размеров портфеля или сумочки и окончательно превратился в утилитарный предмет.
Человечество неустанно совершенствует зонтик, стремясь сделать его более красивым и удобным. Современные интеллектуальные зонтики способны собирать информацию о температуре, влажности и солнечном свете с помощью датчиков. Встроенное освещение позволяет дольше наслаждаться прогулками в тёмное время суток.
Все зонты делятся на механические, полуавтоматические и автоматические. Механический зонт складывается и открывается вручную, полуавтомат раскрывается нажатием кнопки, а складывать его приходится вручную. Автомат является наиболее удобным: он складывается и раскрывается нажатием кнопки.
Сегодня более дорогие зонты часто имеют купол из полиэстера ‒ более прочного и долговечного материала с водоотталкивающей пропиткой. Со временем пропитка смывается, и зонт утрачивает водоотталкивающие свойства. Один из последних модных трендов ‒ зонты из полиэстера с тефлоновой пропиткой, меняющие оттенок цвета при смене освещения.
Также разрабатываются интеллектуальные зонты, интегрирующие датчики, Bluetooth-соединение и прогнозы погоды для обеспечения большей функциональности. Такой зонт может предупреждать пользователя о надвигающейся непогоде, регистрировать характер осадков и подключаться к приложению смартфона для получения персональных уведомлений.
В коллекции МРОКМ им. И. Д. Воронина есть зонты-трости конца XIX – середины XX века. Несходство экспонатов отражает происходившие в обществе изменения: модели советского времени отличаются от дореволюционных простотой, функциональностью и утилитарностью, отсутствием блеска и роскоши. Сближает экспонаты надёжность механизма работы зонта-трости.
Тёмно-зелёный зонт-трость начала ХХ века поступил в коллекцию музея в 1969 году: он был куплен за 10 рублей у Надежды Фёдоровны Советкиной, унаследовавшей его от своей матери.
Зонт механический: раскрытие и складывание купола происходит вручную с помощью бегунка, расположенного на стержне. Конструкция зонта отличается прочным креплением спиц и стержня, что обеспечивает стабильность и долговечность изделия.
Стержень зонта, выполняющий также функцию трости, изготовлен из дерева. Надкупольная часть стержня завершается механическим наконечником.
Изогнутая рукоять зонта предназначена для удобства захвата; она украшена рельефными узорами в виде завитков и растительных мотивов, придающих изделию элегантность.
Купол зонта выполнен из плотной ткани насыщенного тёмно-зелёного цвета. Декоративная отделка по краю купола представляет широкую полосу светло-бежевого цвета с повторяющимся орнаментом ‒ стилизованными изогнутыми элементами, напоминающими завитки или растительные мотивы, выполненные в тон базовой ткани. Подобное решение создаёт визуальный контраст и придаёт изделию изысканный вид.
Устойчивость купола обеспечивается восемью металлическими спицами, на одной из которых размещён логотип «PARAGON JOCKEY», что позволяет предположить производителя изделия (требуется дополнительное исследование).
В 1851 году британский изобретатель Сэмюэл Фокс запатентовал революционную конструкцию зонта, получившую название «Paragon». Данное изобретение стало ключевым этапом в эволюции зонтов, позволив перейти от громоздких конструкций с каркасом из китового уса к более легким и функциональным изделиям. Фокс считается пионером в применении металлического каркаса со спицами для зонтов. Это технологическое решение стало основой для дальнейшей модернизации. Использование металла позволило значительно снизить вес и объем зонта в сложенном состоянии, делая его более компактным и удобным, и приблизить его форму к трости.
Кроме того, конструкция Фокса обеспечила более устойчивую и полусферическую форму купола при раскрытии. Это достигалось благодаря продуманной геометрии спиц и их оптимальному распределению, что позволяло зонту более эффективно защищать от дождя и ветра, в отличие от ранних, более угловатых форм. Параллельно с конструкционными инновациями, Сэмюэл Фокс внес значительный вклад в разработку и применение улучшенных водоотталкивающих тканей. Совокупность этих достижений – металлический каркас, продуманная геометрия купола и усовершенствованные материалы – позволила создать зонт, в значительной степени приближенный к его современному виду и функциональности.