12 июня россияне отмечают государственный праздник – День России. История праздника начинается в 1990 г, когда была принята Декларация о государственном суверенитете, поэтому до 2002 г. он назывался Днем принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. С 1992 г. это событие ежегодно отмечается 12 июня. День России – общенациональный праздник, который стоит в одном ряду с Днем народного единства, Днем Победы и Днем Защитника Отечества и объединяет всех, кто гордится своим Отечеством, его историей и традициями, культурным наследием и духовными ценностями.
Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И. Д. Воронина – крупнейшее культурно-просветительное учреждение республики, представляющее историю Мордовии как неотъемлемой части России. Это путеводитель по культурному наследию этносов, проживающих на ее территории, а их, по данным Всероссийской переписи населения 2020 г., насчитывается 90! Зал этнографии музея представляет уникальную по своему научному и смысловому значению экспозицию: народы разных культур и религиозных конфессий, объединенные стремлением жить в мире, согласии, добрососедстве, противостоять экстремизму и любому проявлению сепаратизма.
Витринные комплексы постоянной экспозиции обновляются и дополняются новыми тематическими подборками. К Дню России был расширен визуальный ряд, раскрывающий культуру крупнейшего по численности этноса республики. Русские народные и православные праздники продолжила новая витрина, рассказывающая о старообрядцах мордовского края.
Старообрядчество на территории края к началу XIX в. более всего было распространено в Саранском в Наровчатском уездах Пензенской губернии, Ардатовском уезде Симбирской губернии, Темниковском уезде Тамбовской губернии. В настоящее время небольшие общины древлеправославных проживают в некоторых деревнях современной Мордовии.
В витрине представлен женский костюм для совершения молитвы: косоклинный нераспашной сарафан для молитвы «в пол» «смирного» – черного – цвета из блестящего сатина. Узорчатая шелковая шаль по канону не завязана узлом, а надета «в роспуск и заколота булавкой под подбородком. В руке четки-лестовка (от «лествица»/лестница – символ восхождения с помощью молитв и добрых дел в Царство Небесное).
Рядом размещена книга поучений Иоанна Златоуста – в старообрядческой среде грамотой владели все: свое вероучение необходимо было отстаивать, опираясь на древние манускрипты. Для совершения земных поклонов на молитве использовался коврик-подручник, бытовавший повсеместно до реформ XVII в., а ныне сохранившийся только в старообрядчестве. По древнерусским традициям на молитве совершается множество земных поклонов, замененных на поясные уставом современной церкви, но руки должны сохранятся и ритуально, и в бытовом плане в чистоте, для этого используется подручник.
Среди икон, размещенных в витрине, – образ Тихвинской Богоматери, наиболее почитаемый в старообрядческой среде, Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» работы палехских мастеров первой трети XIX в. и образ «Иоанн Богослов «в молчании». Иоанн Богослов (середина XIX в.) – типично старообрядческий образ, он изображен со львом, поскольку в русской иконографической традиции до реформ патриарха Никона были приняты в качестве символов для Иоанна Богослова – лев, а для Марка – орел (в синодальной традиции Иоанна Богослова изображают с орлом).
Предметный ряд витрины дополнен также образцами литой мелкой пластики: меднолитыми крестами и иконами-складнями, украшенными разноцветными эмалями.
Приглашаем жителей города и гостей столицы провести праздничный день 12 июня в обновленной экспозиции залов музея, чтобы приобщиться к тысячелетней истории мордовского края в составе великой страны и проникнуться ответственностью за настоящее и будущее, благополучие и процветание нашей Родины.