До 1917 года в Мордовии, как и в Российской Империи, были разные типы начального и среднего образования, поэтому единой школьной программы просто не существовало. Да и само слово «школа» стало официальным названием для всех общеобразовательных учебных заведений только после революции.
Советский педагог Николай Чехов в книге «Типы русской школы в их историческом развитии» писал: «Едва ли какая-нибудь другая страна в мире представляла когда-нибудь такую пёструю картину организации школьного дела, какую представляла Россия ко времени революции 1917 года».
Именно поэтому так важны документы, характеризующие хотя бы отдельные аспекты развития и функционирования образовательных учреждений в дореволюционный период. Данные документы собирает, бережно хранит и щедро делится ими с посетителями Мордовский республиканский объединённый краеведческий музей им. И.Д. Воронина. Вот, например, некоторые из них:
– приглашение на родительское собрание в Саранской женской гимназии. От родительского комитета (предс. И.Л. Гольдман, секретарь И.И. Соловьев) от 21 сентября 1917 г.;
– свидетельство о присвоении звания учителя городского приходского училища Павлу Васильевичу Ансерову – учителю Саранского народного училища от 21 декабря 1874 г.;
– список формулярный о службе законоучителя Саранского реального училища священника Александра Ивановича Любимова от 5 января 1917 г.
Если у Вас, наши уважаемые посетители, есть документы, имеющие мемориальное значение, а также представляющие интерес для отражения истории развития сети образовательных учреждений в Мордовии, и есть желание поделиться ими со всеми жителями республики, то наш музей охотно примет их в свою коллекцию, не просто для бережного хранения, но и для передачи их будущим поколениям.
Т.В. Фролова, зав. сектором письменных источников