150 лет назад в комплект формы военнослужащих русского флота была принята нательная рубашка, она же – тельняшка. Тельняшка имеет несколько неформальных названий, среди которых используется: тельник, матроска, рябчик, морская душа, полосатка. Нательная рубашка быстро завоевала к себе расположение, поскольку хорошо защищала от солнца, а её полосатый рисунок помогал скрывать пятна от воды и масла, что было важным на борту судна. Тельняшка удобна для ношения в различных условиях, ведь она обеспечивает свободу движений и комфорт при использовании. Синий цвет символизировал море, а белый – чистоту и верность.
Принятие новой формы объясняется тем, что после Крымской войны, неудачно завершившейся для России, требовалось реформирование. В свою очередь, военная реформа была направлена не только на улучшение условий службы, но и унификацию вооружения, и обмундирования военнослужащих. Тельняшка в качестве морской одежды пришла к нам из Европы, где её именовали «бретонской рубашкой», отличало её от западноевропейской отсутствие регламентации полос. У французов с 1852 г., нательная рубашка должна была иметь 21 полосу – по числу крупных побед Наполеона, а у англичан и голландцев 12 полосок – по количеству рёбер. Суеверные моряки верили, что духи моря, увидев носителя полосатой одежды, примут его за неживого человека (скелета-призрака) и не навредят.
На кораблях часто имелись запасы тканей и ниток, которые использовались для ремонта парусов и других нужд. Моряки могли использовать остатки этих материалов под собственные запросы. Поэтому несмотря на тяжёлые условия работы, у флотских была возможность создавать для себя нательные рубашки, которые были практичны, удобны, не сковывали движений и защищали от холода.
19 августа 1874 года великий князь генерал-адмирал К.Н. Романов подписал одобренный Александром II Приказ № 115, согласно которому нательная рубаха (тельняшка) утверждённого образца становилась обязательной частью обмундирования «нижних чинов экипажей и команд Морского ведомства» русского флота.
Император Александр II 19 августа 1874 года, утвердил одобренное Адмиралтейств-советом «Положение о довольствии команд Морского ведомства по части амуниции и обмундирования». Нательную рубаху вязали пополам из шерстяных и бумажных (хлопковых) нитей.
Рисунок. Нательная рубашка образца 1874 г.
О тельнике в документе говорилось так: «Рубаха вязаная из шерсти пополам с бумагою, с белыми и синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на 1 вершок, ширина синих полос ¼ вершка ... Вес рубахи полагается 80 золотников...». Белые просветы (44,45 мм) были значительно шире синих полос (11,1125 мм).
В 1912 г. производили тельняшки 3 размеров из хлопка, а их полоски имели одинаковый размер и ширину (11,1125 мм).
Рисунок. Нательная рубаха образца 1912 г.
В «Описании вещей обмундирования и аммуниции морских команд с указанием количества материалов и денег на изготовление этих вещей» сказано: «Нательная рубаха бумажная, вязаная с белыми и синими поперечными полосами одинаковой ширины (1/4 вершка), при чём нитки для синих полос должны быть окрашены прочною тёмно-синею краскою, которая не должна при стирке закрашивать белых полос». В дальнейшем требования к изготовлению нательной рубашки остаются неизменными, что подчеркивает её статус как традиционного элемента одежды.
В настоящее время тельняшки делают с длинными рукавами (без рукавов), высоким вырезом из трикотажного хлопчатобумажного полотна с чередующимися поперечными полосами.
Несмотря на поражение Российской империи в войне 1904–1905 гг., тельняшка стала ассоциироваться с образом моряка, проявившим в боях героизм, мужество и отвагу.
Военно-артиллерийский отряд. Матрос А.С. Новиков во 2-м ряду 1-й слева. 1904 г.
Матросы в тельняшках сыграли значительную роль в ключевых событиях российской истории, таких как Октябрьская революция, Гражданская война и Великая Отечественная война.
Плакат «Вперёд! На запад!». Москва, 1975 г.
Таким образом, тельняшка не только стала символом моряков, но и олицетворяла их готовность к защите Родины на протяжении многих исторических периодов.
Сегодня тельняшка используется как часть повседневной и парадной формы, она распространилась не только среди моряков, но и среди других военных подразделений.
До распада СССР тельняшка была принята на снабжение Воздушно-десантных войск (далее – ВДВ). В соответствии с Приказом Министра обороны СССР от 26.07.1969 г. № 191 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота» тельняшки десантниками используются с бело-голубыми полосами.
В постсоветское время Указом Президента Российской Федерации № 532 от 08.05.2005 г. «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» были определены цвета тельняшек для различных родов войск Вооруженных сил России, а именно:
ВМФ –тёмно-синий цвет;
ВДВ – голубой цвет;
ПС ФСБ России (Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации) – светло-зелёный цвет;
Войска национальной гвардии РФ – краповый цвет;
Спецназ ФСБ, Президентский полк Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны России – васильковый цвет;
МЧС (Министерство чрезвычайных ситуаций) – оранжевый цвет.
Также тельняшка является частью формы для курсантов и военнослужащих некоторых учебных заведений.
Таким образом, тельняшка стала символом не только Военно-морского флота, но и всей российской армии. С течением времени она приобрела популярность в среде гражданского населения.
В МРОКМ им. И.Д. Воронина имеется 4 тельняшки, 2 из которых можно увидеть в постоянной экспозиции.
Тельняшка А.М. Тарасова
Первая находится в витрине, посвящённой событиям русско-японской войны. Тельняшка принадлежала, участнику Волжской военной флотилии – Тарасову Андрею Михайловичу. Вторая нательная рубаха представлена в экспозиции, посвященной Октябрьскому вооруженному восстанию.
Тельняшка И.И. Рузайкина
Ранее данная часть форменной одежды использовалась бойцом части особого назначения, в последующем участником Великой Отечественной войны – Рузайкиным Иваном Ивановичем.
Две остальные тельняшки хранятся в фондах музея.
Тельняшка М.С. Кудашкина
Одна из тельняшек принадлежала Максиму Сергеевичу Кудашкину, уроженцу с. Старые Верхисы – участнику Великой Отечественной войны. Изначально он служил на Черноморском флоте, в последующем на Балтийском. Был боцманом на ТК-93 (Торпедном катере), сопровождал десант на Малую Землю.
Уроженцу Инсара, Семёну Сергеевичу Сурайкину (мичману СВМФ), принадлежала данная тельняшка.
Тельняшка С.С. Сурайкина
Она использовалась им во время несения службы на подводной лодке «К-32».
Несомненно, данные вещи принадлежали славным сынам Отечества, доблестно отстаивавшим интересы страны в разные исторические эпохи.
Тельняшка, как живая легенда, активно используется в массовой культуре и на различных визуальных носителях, таких как марки, плакаты и другие художественные произведения. Выделим несколько аспектов этого явления:
1. Марки:
Марка почтовая с изображением В.И. Ленина. Москва, 1970 г.
На марках изображение моряков в тельняшках, что подчёркивает их связь с морем и военной службой. Изображения могут быть частью коллекций, посвящённых флотоводцам, историческим событиям, например, юбилеи флота или достижения военнослужащих.
2. Плакаты:
Плакат «Бей врага как его били отцы и старшие братья – матросы Октября!». Москва, 1975 г.
Тельняшка на плакатах стала не просто элементом военной формы, а мощным символом пропаганды, который передавал множество смыслов, связанных с военной службой и патриотизмом. Плакаты с изображением моряков в тельняшках могли быть использованы для призыва к службе в армии, а также для поддержки флота.
3. Кино и театр:
Эскиз костюма матроса Костина к спектаклю «Партизан Лёня Голиков», подписанный художником П. Берниковым. Саранск, 1959 г.
В фильмах и театральных постановках тельняшка становится важным элементом образа моряков и солдат. Она передаёт атмосферу и дух времени, а также обозначает принадлежность к определенной социальной группе. Нательная рубаха вызывает ассоциации с определёнными событиями, местами и людьми, что усиливает её значение.
Тельняшка не утратила своего значения и поныне, и связан данный факт с тем, что – это не просто элемент одежды, а героический символ истории, мужества и традиций, который пережил множество событий и стал частью культурного наследия.
Е.А. Базарова, научный сотрудник отдела современной истории