День Святой Троицы отмечается на 50-й день после праздника Христова Воскресения. Поэтому Пятидесятница – второе название этого дня. Поскольку дата Пасхи переходящая, то и Троица выпадает на разные даты. В 2025 году День Святой Троицы приходится на 8 июня. В этот праздник вспоминается евангельское событие – сошествие Святого Духа на апостолов. В православных храмах совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году. Храмы украшаются ветвями, травой, молодыми березками. Зеленый цвет символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день. В целом праздники назывались «Зелёными святками». У русских существовало множество традиций и обычаев, посвященных этим дням. Дома, улицы, церкви украшали зеленью и цветами. Девушки во время всей семицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев, цветов. В разных деревнях мордовского края, по воспоминаниям пожилых людей, «на Троицу, у дома все подметали, ходили в овраг за красным песком, посыпали около дома. Рвали траву, настилали в избе, окна украшали ветками, в основном березы, и цветами». Хозяйки веточки березы укрепляли в воротах и ставили перед входом в дом, а в комнатах их развешивали на стенах. В некоторых селах на Троицу дети и подростки шли в лес, чтобы набрать веток березы, клена или черемухи. Ветками березы и клена украшали окна и двери домов. А на листьях черемухи в русской печи пекли яйца. Аромат был необыкновенный. Практически в каждом селе на Троицу женщины и девушки водили хороводы, а мужчины играли в лапту. Интересна традиция, бытовавшая в селах мордовского края, на Троицу наряжать «коня». Старожилы рассказывали: «Это весну так провожали. Конь лягался, от него надо было убегать. Он за нами бегал. Наряжались в коня два мужика: впереди мужик, сзади мужик, торпищем покроют, и один водит, вроде как за уздечку, и бегают они, лягаются». Во многих селах Мордовии отмечается обычай собирать лекарственные травы именно в Троицын день, такие травы считаются наиболее целебными. Почти повсеместно собирают в этот день зверобой и череду. В пище особенно важное место в эти дни занимали яйца и блюда из яиц, например, яичница или окрошка, куда клали много яиц и зеленого лука. Еще один яркий обряд в троицком цикле – кумление. Девушки плели венки и затем попарно целовались через этот венок, а также менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками). Как правило, ритуал посестримства совершают две подруги, принявшие решение таким образом выразить свое духовное родство. При этом поют обрядовые песни: «Кума с кумой покумимся, чтобы нам весь год не браниться! Побранимся – грешны будем…» По венкам так же гадали на судьбу, бросая их в реку. Чей венок дольше всех продержится на плаву, та быстрее замуж выйдет. Если же венок прибился к берегу – в этом году не жди свадьбы. Надо отметить, что многие из этих традиций живы и сегодня в сёлах и деревнях мордовского края, например, в некоторых местах по-прежнему пол в домах устилают травой и цветами, а в окнах закрепляют березовые ветви...
Фото: Проводы весны. Материалы этнографической экспедиции Н.И. Спрыгиной, 1920-1930 гг. МРОКМ. Федот Васильевич Сычков. Сбор трав на Троицын день Михаил Георгиевич Абакумов. На Троицу, 2005.