Наступают пасмурные дни, появляются лужи на улицах города ‒ население, пусть и не массово, надевает резиновую обувь, которая становится незаменимым атрибутом комфорта благодаря водонепроницаемости.
В МРОКМ им. И. Д. Воронина представлена обширная коллекция резиновой обуви, демонстрирующая эволюцию фасонов и технологий различных временных отрезков.
В отношении внешнего вида обувь второй половины ХХ в. ничуть не уступает современным моделям, а в качественном отношении даже и превосходит новинки XXI в. Отличие лишь в искусности имитации: образцы прошлых десятилетий столь мастерски копируют фактуру кожи или лака, что их резиновое «происхождение» незаметно. Исключением являются детские влагозащитные сапоги баклажанного оттенка фабрики «Каури» с внутренним утеплителем, чьё назначение – защита от луж и морозов – является определяющим и подчёркивает приоритет здоровья и безопасности ребёнка.
Остальные экспонаты резиновой обуви демонстрируют превосходное повторение мотивов кожаной и лаковой обуви, к тому же варьируется форма носовой части. Таким образом, анализ экспонатов XX в. приводит к выводу о стремлении производителей сделать обувь оригинальной и в некотором смысле индивидуальной. Вот потому и сегодня резиновая обувь не теряет своей актуальности, сочетая практичность и эстетическую привлекательность.
В своём развитии резиновая обувь прошла несколько сложных этапов истории: так, Первая мировая война нанесла серьёзный удар по отрасли производства резиновой обуви, а к моменту начала Февральской революции выпуск такой продукции значительно сократился: импортный каучук направлялся преимущественно на военные нужды: производство шин, противогазов и других средств химической защиты. Восстановить объёмы производства удалось лишь в период НЭПа, когда по всей территории СССР были установлены единые цены на резиновую обувь. Так, газета «Московская правда» от 26 августа 1927 г. (№193 (1532)) поместила материал «Галоши по этикетным ценам», где сообщалось о решении Совета Труда и Обороны (СТО) обязать объединение «Резинотрест» наносить установленную этикетную цену на каждую пару обуви. Эта мера позволила устранить ценовые спекуляции и обеспечить прозрачность торговли.
С началом Великой Отечественной войны ранее достигнутые в отрасли успехи были утрачены: если в 1937 г. в стране выпустили 84 миллиона 640 тысяч пар калош, то в 1942‑м – лишь 640 тысяч. В связи с острой нехваткой продукции Государственный Комитет Обороны (ГКО) 22 января 1944 г. постановил увеличить выпуск галош на заводе «Красный богатырь» до 30 тысяч пар в сутки к 1 июня того же года. Однако достичь довоенного уровня производства удалось только к 1950-м гг., когда резиновая обувь вновь стала недорогим и общедоступным товаром, который можно было приобрести без ордеров, талонов и предварительных списков.
Современные резиновые сапоги изготавливают как из традиционной резины, так и из полимерных материалов, отличающихся меньшим весом, повышенной гибкостью и устойчивостью к морозу. Подкладка из текстиля или неопрена делает обувь теплее и комфортнее даже в прохладную погоду. Ассортимент моделей – от лаконичных чёрных и коричневых вариантов до ярких сапог с принтами, аппликациями и декоративными элементами.