Цветовая схема:
Размер текста:

Ботики-сапожки, новые калошки: резиновая обувь в коллекции МРОКМ им. И. Д. Воронина

Наступают пасмурные дни, появляются лужи на улицах города ‒ население, пусть и не массово, надевает резиновую обувь, которая становится незаменимым атрибутом комфорта благодаря водонепроницаемости.

В МРОКМ им. И. Д. Воронина представлена обширная коллекция резиновой обуви, демонстрирующая эволюцию фасонов и технологий различных временных отрезков.

В отношении внешнего вида обувь второй половины ХХ в. ничуть не уступает современным моделям, а в качественном отношении даже и превосходит новинки XXI в. Отличие лишь в искусности имитации: образцы прошлых десятилетий столь мастерски копируют фактуру кожи или лака, что их резиновое «происхождение» незаметно. Исключением являются детские влагозащитные сапоги баклажанного оттенка фабрики «Каури» с внутренним утеплителем, чьё назначение – защита от луж и морозов – является определяющим и подчёркивает приоритет здоровья и безопасности ребёнка.

Остальные экспонаты резиновой обуви демонстрируют превосходное повторение мотивов кожаной и лаковой обуви, к тому же варьируется форма носовой части. Таким образом, анализ экспонатов XX в. приводит к выводу о стремлении производителей сделать обувь оригинальной и в некотором смысле индивидуальной. Вот потому и сегодня резиновая обувь не теряет своей актуальности, сочетая практичность и эстетическую привлекательность.

В своём развитии резиновая обувь прошла несколько сложных этапов истории: так, Первая мировая война нанесла серьёзный удар по отрасли производства резиновой обуви, а к моменту начала Февральской революции выпуск такой продукции значительно сократился: импортный каучук направлялся преимущественно на военные нужды: производство шин, противогазов и других средств химической защиты. Восстановить объёмы производства удалось лишь в период НЭПа, когда по всей территории СССР были установлены единые цены на резиновую обувь. Так, газета «Московская правда» от 26 августа 1927 г. (№193 (1532)) поместила материал «Галоши по этикетным ценам», где сообщалось о решении Совета Труда и Обороны (СТО) обязать объединение «Резинотрест» наносить установленную этикетную цену на каждую пару обуви. Эта мера позволила устранить ценовые спекуляции и обеспечить прозрачность торговли.

С началом Великой Отечественной войны ранее достигнутые в отрасли успехи были утрачены: если в 1937 г. в стране выпустили 84 миллиона 640 тысяч пар калош, то в 1942‑м – лишь 640 тысяч. В связи с острой нехваткой продукции Государственный Комитет Обороны (ГКО) 22 января 1944 г. постановил увеличить выпуск галош на заводе «Красный богатырь» до 30 тысяч пар в сутки к 1 июня того же года. Однако достичь довоенного уровня производства удалось только к 1950-м гг., когда резиновая обувь вновь стала недорогим и общедоступным товаром, который можно было приобрести без ордеров, талонов и предварительных списков.

Современные резиновые сапоги изготавливают как из традиционной резины, так и из полимерных материалов, отличающихся меньшим весом, повышенной гибкостью и устойчивостью к морозу. Подкладка из текстиля или неопрена делает обувь теплее и комфортнее даже в прохладную погоду. Ассортимент моделей – от лаконичных чёрных и коричневых вариантов до ярких сапог с принтами, аппликациями и декоративными элементами.

Итак, программа-минимум для потребителя, который хочет сохранить здоровье и стойко пройти сезон слякоти, – резиновая, легко моющаяся обувь, на которой не нужно менять набойки, а носить можно не только в дождливую, но и в морозную погоду!

Е. А. Базарова, научный сотрудник отдела современной истории

Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")