В большом выставочном зале музея продолжает работу выставка «В согласии с лесом – в согласии с собой», а мы продолжаем публикации, посвященные отдельным «персонам» этой экспозиции. В преддверии весеннего праздника Троицы мы будем говорить о главном его символе, почитание которого, зародившись в дохристианское время, осталось одной из самых красивых народных традиций.
Вай, менель вельхтяй тарадканза, Вай, кядь келешкат лопанянза, Вай, локша недьшкат кутюнянза, Вай, масторонь вельф сонь таратканза, Вай, мастор вельхтяй сонь унксканза!
Небо заслоняет она ветвями, Шириной с ладонь ее листья, С кнутовище ее почки, Над всей землей ее ветки, По всей земле ее корни!
С древних времен в культе природы мокши и эрзи особое место отводилось деревьям. Одни из них считались «чистыми», других старательно избегали. Берёза (келу – м., килей – э.), как одно из «чистых» деревьев, в традиционной культуре мокшан и эрзян олицетворяла плодородие, женское начало. По преданию, на могиле красивой и смелой девушки Кили, сражавшейся с ногайцами, выросло красивое дерево, которое люди назвали в ее честь. Возможно поэтому береза стала символом юности, плодородия, обновления жизни, деревом молодых девушек.
Отголоски древних верований прослеживаются в мордовских народных сказках («Девушка-березка»), национальных костюмах (перевитые белыми онучами ноги девушек сравниваются с белыми стволами берез), танцах (поднятые вверх руки со сложенными особым образом пальцами символизируют ветви березы с листьями). Береза очень широко использовалась в свадебной обрядности: ее ветвями украшали повозку, в которой ехали жених с невестой, самих новобрачных хлестали березовыми прутьями.
В мордовской мифологии береза – символ трех миров: ушедших предков, мифологических покровителей и земных жителей.
Украшенная береза – главный «персонаж» троицких обрядов у русского и мордовского народов края. Этот праздник посвящен свежей весенней зелени, пробудившейся природе и отмечается в течение недели. Зеленью и цветами украшаются дома, девушки плетут венки из листьев и цветов, водят хороводы, загадывают на будущее.
В дохристианской традиции мокшан весеннюю березу называли «кизонь ши» (летний день). Перед установкой на почетном месте ее окунали в реку, прося Ведяву «вымыть летний день», чтобы он стал белым и красивым. Затем березку проносили по всему селу. В конце троицкой недели и сейчас во многих мордовских селах проводится традиционный праздник «Тундань ильхтема», в котором главным персонажем выступает Весна – девушка с березовым венком на голове.
В селе Большое Пермиево во время проводов весны в лесу выбирают самую красивую березку. Женщины и девушки украшают ее лентами, венками. По окончании праздника деревце валится, и молодежь расхватывает украшения, стараясь достать «счастье» – букет, закрепленный на верхушке: считается, что он принесет в дом счастье, удачу, благополучие.
Ежегодно в Зубово-Полянском районе возле села Вадовские Селищи проводится праздник «Акша келу» (белая берёза). По давней традиции в этот день с раннего утра собираются женщины в праздничных национальных костюмах и поют песни на мордовском языке, восхваляя солнце, березу и начавшееся лето, к которому они взывают о хорошем урожае. С 2004 г. «Акша келу» внесен в реестр национально-фольклорных праздников республиканского значения.
И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии