Баня - штама куд (м.), шлямо кудо (э.).
Наиболее древним типом мордовской бани были полуземлянки. Под них использовали как старые нежилые избы, так и специально срубленные. Нередко за огородами, рядом с водоёмом, ставили небольшой сруб под соломенной крышей с плетнёвым или тесовым предбанником. Очаг делали из камней (позднее его заменили печью-каменкой с дымоходом и трубой). Топили баню обычно по субботам и обязательно перед престольными праздниками. Воду грели при помощи раскаленных камней, которые опускали в кадку с холодной водой. Позднее стали нагревать в котлах и чугунах. Первыми парились и мылись мужчины, потом — женщины с детьми. Веники для бани (берёзовые, дубовые, смешанные — из крапивы, душицы, зверобоя и других лекарственных растений) запасала каждая семья. Баня использовалась в обрядовой жизни народа. Без неё не обходились свадьба, родильные, похоронные, поминальные обряды.
Покровительницей бани у мордвы считается богиня Банява. По поверью она жила за печью вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появлялась в образе молодой маленькой женщины, сидящей на полке и расчесывающей длинные волосы. Образ Банявы наделялся как положительными, так и отрицательными чертами. Это связано, с одной стороны, с опасностью угореть, задохнуться и даже сгореть в бане, с другой — с возможностью очиститься, освежиться, вылечиться.
Идя в баню обязательно произносили слова: «Банявушка, дай мне хороший пар, я хорошенько помоюсь, чтобы не болеть».
Мытьё в бане было обязательной частью мордовской свадьбы. Невеста, приходившая перед венчанием в баню с подругами, причитала: «Банявушка-матушка, Банявушка серебряная… Горячим паром обдай меня, дымом своим окутай меня, зольной пылью покрой меня». Выходя, благодарила: «О, спасибо, спасибо, Банявушка-матушка, спасибо, что вымыла-вытерла, как крупинка просяная я стала».
В бане женщины рожали, и считалось, что Банява покровительствует родам. Как только мордовские младенцы появлялись на свет их парили: мальчиков дубовым веником, чтобы были сильными, а девочек березовым, чтобы выросли красивыми. Священник К. Митропольский, изучавший быт мордвы, писал: «Новорожденного мордва моет в банях и парит веником».
На Страстной неделе (в Великую пятницу) баню посвящали предкам (атянь баня). Для них на полке готовили тёплую воду, веники, и каждый, начиная мыть голову или париться, приглашал своих предков делать то же и благодарил Баняву.
Считалось, что баня очищает и лечит людей от болезней, поэтому знахарки часто обращались к Баняве с просьбой вылечить человека. Больного приводили в баню и умывали заранее заваренными травами, а также парили березовыми или дубовыми вениками. Во время мытья приговаривали лечебные заговоры. После этого баню тщательно отмывали, чтобы здоровые люди не заболели.
С.Б. Подгорнова, заведующая музейно-этнографическим комплексом «Мордовское подворье»