«Всех скорбящих радость» – начальная строка одной из богородичных стихир. Предположительно первой иконой с таким названием был несохранившийся образ, написанный в 1683 г. иконописцем Оружейной палаты Иваном Безминым. Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII в. как под западноевропейским влиянием (Мадонна в славе, Мизерикордия и др.), так и на основании православных источников иконографии (образ умиления и посещения в беде страждущих, Живоносный источник и др.), образовавших несколько изводов иконы «Всех скорбящих радость» к XVIII веку. Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов». Ранние изводы XVII в. первоначально не имели изображений страждущих. Они появляются только после прославления иконы в 1688 г.
Помимо изображения Богородицы, традиционно включаются изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Богородица изображается в рост, стоящей чаще всего в сиянии и в окружении ангелов (с Младенцем на левой руке, но часто и без него).
Несмотря на то, что иконография «Всех скорбящих радости» сложилась после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, образ пользовался популярностью и в старообрядческой среде.
Данная икона начала XX в. является списком, особым изводом иконографии называемым «Всех скорбящих радость с грошиками», распространившимся в тысячах экземплярах по всех России после известного чуда.
По преданию, оригинальный образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. Почитание иконы началось после известного чуда. 23 июля 1888 г. над Петербургом и его окрестностями была сильная гроза. Молния ударила в часовню у стеклянного завода, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита. Лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались припаленными в разных местах к образу. Известие о случившемся быстро распространилось по городу и на следующий день с благословения митрополита Исидора (Никольского) началось служение молебнов перед иконой. Вскоре появились сообщения о чудесных исцелениях от образа. На нижнем поле иконы из собрания музея имеется соответствующая надпись: «Истинное подобие с чудотворного образа Скорбящей Божией Матери что в селении императорского стекольного завода в Санкт-Петербурге».
Данная икона была приобретена у одного из жителей Саранска в фонды музея довольно поздно, в 1990 г., и так и осталась нерасчищенной – потемневший покровной слой несколько скрывает живопись многотиражного памятника начала XX в.
Д. В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе