3 июля – День рождения ГАИ, поскольку в этот день 1936 г. Совнарком СССР принял постановление, утвердившее «Положение о Государственной автомобильной инспекции» Главного Управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.
В ведении Государственной автомобильной инспекции были:
1. борьба с авариями и хищническим использованием автотранспорта;
2. разработка технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта;
3. наблюдение за подготовкой и воспитанием шофёрских кадров;
4. количественный и качественный учёт автопарка.
Данное постановление соответствовало времени, поскольку в конце 1920-х начале 1930-х гг. начинается индустриализация, а также последующая за ней коллективизация сельского хозяйства, следовательно, выполнение плановых заданий во многом зависело от состояния автодорожного комплекса страны, в связи с чем возрастает потребность не только в хороших дорогах, но и людях, которые бы обеспечивали безопасность на них.
3 августа 1938 г. при Управлении Рабоче-крестьянской милиции НКВД Мордовии был образован отдел Государственной автоинспекции. В штат ввели 9 единиц. Начальником отдела был назначен Андрей Степанович Журавлёв.
В Мордовию начальники ГАИ были откомандированы в распоряжение местного НКВД. Для укрепления кадров ГАИ в провинциальных городах страны требовались новые силы, поэтому практиковались переводы. Поэтому первые начальники ГАИ быстро сменяли друг друга на посту.
В предвоенное время состояние автомобильного комплекса и улично-дорожной сети в МАССР было слабо развито, о чём свидетельствуют сводки газеты «Красная Мордовия».
27 марта 1940 г. выходит статья «Условия работы дорожникам не созданы», в которой обличалось реальное состояние дорожного строительства, поскольку результаты деятельности бригад в колхозах «Красные бойцы» и «Борьба за новый быт» Чамзинского района числились только на бумаге. Автор статьи А. Шабров обращал внимание на бездействие руководителей колхозов в отношении дорожного строительства: «Здесь дорожникам не созданы самые минимальные условия работы, лошади для подвозки строительных материалов не выделены, в результате эти дорожные бригады распались. Мастера-дорожники вынуждены искать работу вне колхоза».
Всё в той же газете 27 марта 1940 г. сообщалось: «Автотранспортное предприятие при Совнаркоме МАССР получило новый 35-местный автобус марки «ЗИС-16». Новый автобус ходит по прежнему маршруту, по которому курсируют два имеющихся автобуса, но с установлением хорошей дороги он будет ходить в нижнюю часть города».
17 марта 1940 г. выходит Обязательное постановление Совнаркома МАССР «Об охране дорог, дорожных и гидросооружений» в соответствии с которым «контроль за выполнением настоящего обязательного постановления возлагался на органы милиции». Можем говорить о том, что постепенно обязанности сотрудников Государственной автомобильной инспекции по предотвращению дорожно-транспортных происшествий возрастают. Сегодня приоритетной функцией ГАИ является госконтроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В послевоенные годы система ГАИ активно принимала участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.
В начале 1950-х гг. в ГАИ отсутствовала производственная база. Знаки не соответствовали требованиям стандарта, так как изготавливались кустарным способом, а также стояли не везде, где требовалось.
Госавтоинспекторы были только в Саранске, Рузаевке, Темникове и Ардатове, поэтому им приходилось обслуживать сразу несколько районов.
Районные госавтоинспекторы самозабвенно помогали поднимать автодорожное дело в Мордовии.
Так, Кузьма Фёдорович Доков, фронтовик, в послевоенное время обеспечивал безопасность дорожного движения на территории: Темниковского, Атюрьевского, Пурдошанского, Теньгушевского районов на старом мотоцикле «Харлей», который одалживал у милиции, а чаще перемещался на перекладных. Далее автоинспектору Темникова выделили мотоцикл «Урал-М72», позднее «Москвич–408». В начале 1980-х гг. Николай Васильевич Сидорский, будучи начальником республиканским отделом ГАИ, выделил в отделение ГАИ Темниковского РОВД свои служебные «Жигули».
Козенков Александр Алексеевич, в прошлом начальник отделения ГАИ Чамзинского РОВД, с 1951 по 1956 гг. обслуживал 5 районов: Чамзинка, Б-Березники, Ромоданово, Лада, Ичалки.
Автоинспекторы Рузаевского отделения обслуживали большую территорию: Рузаевский, Кочкуровский районы, пос. Николаевка и Луховка. Геннадий Александрович Киселёв, госавтоинспектор Рузаевского участка, вспоминал: «Старый «Москвичонок», два мотоцикла и три лошади – это всё, что использовалось для передвижения по участку».
Лаптун Илья Петрович на посту старшего госавтоинспектора Краснослободского межрайучастка ГАИ обслуживал один 5 районов. Вот как характеризовал Илья Петрович состояние автодорожного комплекса МАССР 1950-х гг.: «Дороги были бесконтрольными, перевозка людей осуществлялась на не приспособленных для этого машинах, дороги рушились, в период паводков по ним невозможно было ездить – для проведения технического осмотра в районы приходилось ездить на тракторах и лошадях».
Несмотря на вышеуказанные трудности, развитие Государственной автомобильной инспекции не прекращалось. Постепенно вводились техника, инструменты, снаряжение, позволившие автоинспекторам качественно и своевременно выполнять работу.
Вот уже на протяжении 88 лет служба Госавтоинспекции выполняет задачу большой социальной значимости, поскольку от своевременных действий работников ГАИ зависят жизни людей.
Управление Госавтоинспекции Мордовии – это большой механизм, в котором много важных отделов:
Выход из строя хотя бы одного из отделов скажется на работе всей системы.
В настоящее время совершенствуется нормативно-правовая база, внедряются новые требования к обустройству пешеходных переходов, развивается система видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
В 2018 г. Правительством РФ была утверждена Стратегия безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы, целями которой являются повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году. В качестве целевого ориентира на 2024 год устанавливается показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тысяч человек. Служба ГАИ постоянно развивается, не останавливается на достигнутом в поисках лучших форм работы. Будем надеяться, что поставленные цели удастся реализовать.
Е.А. Базарова, научный сотрудник отдела современной истории