Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) – иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители и один из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Родился 1 августа (19 июля по ст. стилю) 1759 года в г. Курске Белгородской губернии. Его родители принадлежали к купеческому сословию. Предназначение сына Прохора для духовной стези его мать – Агафья Фатеевна видела еще с детства. Однажды мальчик упал с колокольни строившейся церкви и остался цел. В другой раз, тяжело заболев, он получил исцеление от знаменитой Коренной иконы Божьей матери, которую с крестным ходом проносили через усадьбу Мошниных. Когда Прохор принял решение уйти в монастырь, Агафья Фатеевна в знак благословения надела на него большой медный старинный крест. Родительский дом Прохор покинул в возрасте 17 – 18 лет, вместе с группой сверстников он отправился в Киев, на поклонение угодникам Печерским, а в 1779 г. прибыл в Саров, к настоятелю Пахомию, определившему земляка в келейники к казначею иеромонаху Иосифу. Новый келейник не только прислуживал старцу, но и принимал участие во всех монастырских работах, от пекарни до лесоповала.
13 августа 1786 г. состоялся постриг и наречение Прохора монашеским именем Серафим. Через год он был рукоположен в сан иеродиакона. Наступил период церковно-и священнослужения.
3 сентября 1793 г. в Тамбове иеродиакон Серафим был рукоположен епископом Феофилом в сан иеромонаха. Тогда же он твердо решил уединиться, хотя давал в себе отчет в том, что ему придется перенести искушения невероятной силы. Как отец Серафим сам позднее говорил, «в монастыре иноки борются с противными силами как с голубями, а в пустыни как со львами и леопардами». Пестуя в себе аскетические настроения, он исходил вовсе не из отрицания братии, а из оберегания себя от суетности. В 1794 г. Серафим Саровский удалился в лесную глушь (в Дальнюю пустыньку). В этот период он редко бывал в монастыре, только по воскресеньям и большим праздникам. Обычно он приходил в обитель чтобы помолиться в храме и запастись несколькими краюхами хлеба. Основное пропитание он сам выращивал в огороде.
Следующим шагом к вершине аскезы стало принятие обета столпничества. Тысячу дней и ночей молился старец, стоя коленями на камне – ночью на большом валуне, днем на малом камне в келье.
В 1807 г. преподобный взял на себя обет молчания, который первые три года соединялся с пустынножительством в лесу. В мае 1810 года старец по желанию монастырского собора перешел из пустыньки в обитель, но в монастыре он ушел в строгий затвор на 5 лет. Обед молчания длился до 1820 года, а через пять лет старец вышел из затвора к людям, чтобы служить им. В течение восьми лет преподобный общался со страждущими. Народу явились непостижимые способности отца Серафима видеть суть вещей прошлых и настоящих. Также старец обладал даром прозревать будущее. «Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил» – говорил старец братии и паломникам, отвращая их от уныния и скорбей. Отец Серафим призывал к миру и покаянию, и это было главным в его поучениях.
Утром 14 января (2 января по ст. стилю) 1833 г. Серафима Саровского не стало. Сразу после похорон к его могиле открылось паломничество. В первые десятилетия ежегодно к могиле старца стекалось до 50 тысяч богомольцев.
Подготовка канонизации велась 13 лет. С 1894 г. священники Темниковского уезда вели серьезнейшее обследование 27 епархий, в которых имелись свидетельства чудес от мощей старца.
1 августа 1903 г., при огромном стечении народа состоялось официальное церковное прославление в лике святых и обретение мощей Серафима Саровского. На канонизации присутствовал император Николай II с семьей, иерархи Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Петербургским Антонием и многотысячные толпы паломников.
В 1927 г. после закрытия Саровского монастыря мощи С. Саровского были переданы в Московский, затем Ленинградский музеи религии и атеизма. В 1991 году они были торжественно переданы в Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Краеведческий музей хранит память о преподобном Серафиме. Так, в постоянной экспозиции посетители могут познакомится с фелонью 1913 г., с шитым золотом изображением С. Саровского на оплечье. Данное облачение было выполнено в мастерских фабриканта С.С. Мешкова, поставщика двора Его Императорского Величества. Большой интерес также представляет икона святого Серафима Саровского, начала XX в., а также фотоальбом М. Грибова о канонизации преподобного, который был издан в 1903 г.
Список литературы.
Бахмустов С.Б. Православная Мордовия в лицах. Выпуск 1. Саранск, 2003. С. 291 – 298.
История мордовского народа и мордовского края в уникальных архивных документах. Саранск, 2012. С. 89 – 90.
Мордовия. Энциклопедия в 2 т. Т. 2. Саранск, 2004 г. С. 319.
Фролов Д.В. Богослужебные облачения XVIII – XX вв. с золотным шитьем из коллекции МРОКМ имени И.Д. Воронина // Краеведческие записки № 22. Саранск, 2015. С. 126-136.