Цветовая схема:
Размер текста:

22 мая – память святителя Николая Чудотворца

22 мая – память святителя Николая Чудотворца

«Попроси Николу, а он скажет Спасу»

Народная поговорка

22 мая православные верующие отмечают день перенесения мощей святого Николая Чудотворца из Мир Ликийских (территория современной Турции) в итальянский город Бари, чествуя одного из самых любимых православными святых. Ему молятся об исполнении желаний, защите урожая и мира в семье. В народе этот день называют Никола Вешний, или Летний, в отличие от зимнего праздника 19 декабря. (Николой Зимним (Холодным) в православной традиции принято называть день смерти святого Николая Чудотворца).

Святитель Николай родился в греческой колонии Ликия (ныне Турция) около 270 года в семье состоятельных родителей-христиан. С раннего детства он был религиозен: изучал Писание, читал божественные книги, посещал литургии. Унаследовав состояние родителей, святитель Николай раздал его нищим. Будучи скромным и кротким, святой стремился творить милостыню тайно и скрывал свои благодеяния. В течение своей жизни святитель Николай совершил немало чудес, за что и был назван Чудотворцем: он обличал несправедливость, спасал нищих, исцелял болящих и даже воскрешал усопших.

В русской крестьянской традиции образ святого был связан не только с милосердием. Николай Чудотворец считался покровителем лошадей, поэтому Николин день нередко называли «конским праздником». Коней в этот день первый раз выгоняли в ночное, и хозяева заказывали молебны, чтобы святой Никола уберёг табуны от диких зверей, а также обеспечил коням хороший приплод и здоровье. В народе считали, что в день Николы Летнего начинается настоящая весна: погода становится тёплой и стабильной, деревья покрываются листвой, травы наливаются силой. «До Николы крепись, а с Николы живи, не тужи» — подмечали в народе. В молитвах крестьяне просили Николу послать дождь и хороший урожай, устраивали молебны и обряды для плодородия, угощали бедных и веселились, веря, что щедрость привлечёт Божью милость. Праздник соединил молитву с трудом, напоминая о доброте и заботе о ближних, которым учил Николай.

В каждой крестьянской избе обязательно была икона Николая Чудотворца, которого считали заступником перед Господом и отмечали это в пословицах: «Попроси Николу, а он скажет Спасу», «Нет за нас поборника – супротив Николы».

В русской иконографии особенно распространены два изображения Чудотворца: ростовой и поясной. На иконах поясного типа святителя изображают с закрытым Евангелием на левой руке. Также иногда выделяют иконы Николы Зимнего и Николы Летнего, соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «летний» — с непокрытой головой. На большинстве икон по сторонам главы Святителя Николая имеются также небольшие образы Господа с Евангелием и Пресвятой Богородицы с архиерейским омофором в руках.

В постоянной экспозиции зала этнографии можно увидеть оба типа изображений Святого Николая. В красном углу мокшанской избы находится икона «зимнего» Николы конца XIX в. В витрине «Православие в Мордовском крае» размещена икона Николы «летнего» «Святой Николай Чудотворец» начала XX в.


И.Н. Кудашкина, заведующий отделом этнографии


Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")