Цветовая схема:
Размер текста:

21 ноября – Собор архангела Михаила (иконы архангела Михаила в собрании музея)

Архангел Михаил – архистратиг, предводитель небесного воинства. Священное Писание нас учит, что кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами (слово «ангел» на греческом языке значит «вестник»). Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил на древнееврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Священного Писания.

Имя архангела Михаила встречается в книге пророка Даниила и в Откровении святого Иоанна Богослова. У пророка Даниила он называется одним из первых князей и великим князем, стоящим за сынов народа своего. Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т.е. старший воин, вождь. Так архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Пророку Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (21 ноября нов. ст.).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Российскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».

В собрании МРОКМ им. И. Д. Воронина находятся три иконы архистратига Михаила. Одна (КП 2335) выполнена в академическом стиле в первой половине XIX столетия (происходит из Иоанно-Богословской церкви г. Саранска). Представляет собой поясное изображение архангела в стилизованных античных доспехах и с огненным мечом в руке. Вторая икона (КП 6500/2) рубежа XIX-XX вв. изображает архангела из Откровения, как грозного воеводу сил небесных, облачённого в воинские доспехи, летящего на крылатом коне, побеждающего сатану. Третья миниатюрная иконка (КП 6073/2, 10х9 см) рассказывает о чуде IV века в Хонех (близ Фригийского города Иераполя). В IV веке «проторжеся вода в пустыне» Иерапольской и открылся источник, от которого святой Архангел невидимо подавал верующим исцеления. Многие приходили к этому источнику, многие приняли в нем святое крещение. Впоследствии при целебном роднике, усердием одного эллина, дочь которого исцелилось от немоты этой водой, был построен храм в честь святого Архангела Михаила. При храме поселился муж по имени Архипп, который прославился своею святостью. Язычники, желавшие разрушить храм и погубить святого Архиппа, вознамерились затопить это место. Святой стал молиться об избавлении от напасти. И вот, когда были пущены две реки, устремившие свои воды к храму, Архангел Михаил чудесно остановил движение воды «рассевшеюся землею» и спас храм от разрушения и святого Архиппа от потопления, что и изображено на крошечном образе.


Д. В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе

Вернуться к списку новостей