Цветовая схема:
Размер текста:

21 Июля память явления Казанской иконы Богоматери

Без преувеличения можно сказать, что в Мордовском крае самой почитаемой является Казанская икона Богоматери. Ей посвящены десятки храмов, эта икона воспроизводилась и воспроизводится во множестве списков. В собрании МРОКМ находятся 7 изображений Казанской Богоматери XVIII – XIX вв.

Чудотворная икона, названная по месту обретения – Казани, была открыта после пожара 1579 года, который уничтожил значительную часть города. Богородица, троекратно являвшаяся девятилетней отроковице Матроне, сама указала место, где на пепелище сгоревшего дома был скрыт чудотворный образ, завернутый в полу обгоревшего кафтана. После обнаружения иконы от нее произошли многочисленные чудеса. Список с явленного образа и донесение об его обретении были посланы в Москву Ивану IV, после чего царь повелел основать на месте обретения иконы женский монастырь, где уже в 1594 году был освящен каменный собор Богоматери Одигитрии. К освящению этого храма казанский митрополит (позднее всероссийский патриарх, священномученик) Гермоген составил пространное «Сказание о явлении и чудесах Казанской иконы богоматери». Примерно в это же время в Казани была создана служба иконе.

Дальнейшее прославление Казанской иконы связано с событиями Смутного времени. Список с чудотворного образа был в ополчении князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина во время сражения с поляками за Москву 22 октября (4 ноября нового стиля) 1612 года. В освобождении столицы было увидено особое заступничество самой Богоматери, явленное через ее икону. В память об этом событии царь Михаил Федорович Романов учредил второе празднование Ка­занскому образу кроме дня явления 8 июля (21 июля нового стиля) и 22 октября (4 ноября нового стиля), которое с 1649 года стало общерусским. Для чтимого списка, находившегося в войске ополчения, в Москве на Красной площади в 1630-е годы был построен Казанский собор. С этого периода Казанская икона становится одной из самых почитаемых в России.

Иконографию Богоматери Казанской принято сближать с типом Одигитрии и считать его «сокращенным». Наиболее важными особенностями типа Богоматери Казанской являются погрудный образ Богородицы, показанной без рук и поза Младенца, который представлен строго фронтально, двуперстно благословляющим правой рукой, и левой, скрытой гиматием.

В собрании музея находится произведение второй половины XIX века «Обретение Казанской         иконы», иллюстрирующее сегодняшний праздник. Оно создано в академическом стиле, окончательно утвердившимся в господствующей синодальной церкви еще в конце XVIII века. Очевидно, что когда-то данный памятник находился в иконостасе, возможно, в местном ряду небольшого храма или придела, посвященного данному чудотворному образу. На подобную мысль наталкивают слишком вытянутые пропорции доски, ненужные для изображенной композиции, размещенной в нижней ее половине. Здесь художник, имеющие неплохие навыки академического письма, изображает момент, когда отроковица Матрона, одетая в белые одежды (символ чистоты и непорочности), достает из земли святыню. За ней, предположительно, изображена ее мать с распростертыми руками. Девочка припала на колени и подает образ казанскому владыке, протянувшему к ней правую руку. Вокруг них изображен народ, падающий ниц пред великой святыней.

Общий колорит произведения темный, хотя икона должна нести божественный свет. Художественным центром является отроковица, держащая в руках чудотворный образ, который, подчиняясь законам академического искусства, написан весьма условно (сама святыня не прописана, то есть фактически молиться не на что). Соответствуя по форме – будучи написанным на доске и изображая обретение иконы, памятник скорее напоминает западноевропейскую картину на сюжет из истории святыни. Но таков неоднозначный синодальный период Русской Православной Церкви, боровшийся с канонической иконой и внесший католическое живоподобие в русские храмы.


Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе


Вернуться к списку новостей