Цветовая схема:
Размер текста:

19 апреля – Пасха (Воскресение Христово)

Пасха (Воскресение Христово) в православии – «праздников праздник и торжество из торжеств».

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «Сошествие Христа во ад», а точнее то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению. Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения.

Изображение Сошествия во ад соответствует литургическому воспоминанию Великой субботы и Пасхи. Само учение о Сошествии во ад основано на нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на послании апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…» (1 Пет. 3, 18-19).

Данное событие запечатлено на прекрасной миниатюре XVII столетия из собрания музея в книге «Страсти Христовы и избранные жития». В центре композиции в окружении лучей славы стоит на попранных вратах ада воскресший Христос. Правой рукой он «изводит из гроба» Адама, левой – Еву. Ниже из гробов в светлых одеждах восстают души прежде умерших. Справа и слева от Христа души ветхозаветных праведников и пророков, живших до Рождества Христова и ждавших изведения их из адской тьмы, среди которых угадываются Иоанн Предтеча, цари Давид и Соломон, пророк Захария и другие.

Рукопись «Страстей Христовых» содержит 31 миниатюру, иллюстрирующую весь страстной цикл. Миниатюры данного памятника занимают отдельную страницу. Они традиционны, монументальны, очевидно, что автор использовал хорошо знакомые прориси, незначительно их дорабатывая. Все сюжеты изображений легко читаемы, воспроизводят канонические образцы, окончательно сложившиеся на Руси к концу XV в.

Д.В. Фролов, заместитель директора по научной работе

Вернуться к списку новостей