Цветовая схема:
Размер текста:

17 декабря - память святой великомученицы Варвары

Празднование памяти святой великомученицы Варвары совершается 4 декабря (17 по новому стилю).

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе в начале четвертого века в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был привязан к своей единственной дочери. Отец построил для нее специальный замок, откуда Варвара выходила только с разрешения отца.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Но от Варвары он услышал решительный отказ. Диоскор разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда отец находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианами и приняла крещение. Просвещенная благодатью Варвара со всей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о том, что она делала во время его отсутствия. Услышав от Варвары христианское вероучение, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома.

К вечеру разъяренный отец все же нашел Варвару и с побоями притащил в дом. Наутро он отвел дочь к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая была непреклонна. Тогда ее начали сильно бить. В конце дня великомученицу отвели в темницу. Ночью, когда она молилась, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем». На следующий день все были удивлены, увидев святую, – на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа. Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира.

В собрании МРОКМ им. И.Д. Воронина находится замечательная икона середины XVIII века «Святые великомученицы Варвара и Екатерина» (с окладом).

Взгляды святых на памятнике устремлены не на молящегося, как это более свойственно традиционной иконописи, а на их «небесного Жениха» – Христа, держащего над ними мученические венцы. Художник остается верным традиции и в руках святых дев изображает крест – непременный для всех мучеников, а также пальмовые ветви, с которыми некогда приветствовали Спасителя при входе в Иерусалим, таким образом, живописец показывает нам, что подвижницы вышли на встречу Христу и до конца остались верными избранному пути, за что и пострадали, стяжав небесные венцы.

На знатный род великомучениц указывает не только богатая одежда, но и розовая и красно-коричневые мантии, покрытые золотыми узорами и подбитые горностаевым мехом. Согласно иконописной традиции, страстотерпицы изображены с непокрытыми распущенными волосами, что свойственно только для святых дев, и лишь на голове Екатерины, не прикрывая всей головы, изображен белый легкий убрус.

Личное письмо мягкое, по оливковому санкирю выполены деликатные вохрения с активной подрумянкой. Лики округлые, «лепоподобные» и умилительные.

Ризы разделаны не традиционными пробелами, а мягкими светотеневыми переходами с золотыми высветлениями. Красный хитон и развевающийся гиматий Христа также разделаны золотом – отблеском сияния Божественной славы и Небесного Царствия.

Прекрасен и тонко написанный позем на памятнике – прихотливые изгибы ветвей и стволов находят аналогии в пейзажах данной эпохи. Из красно-коричнево-охристого позем-пейзаж переходит в голубой, практически рассеиваясь у далекого горизонта.

Темно-коричневые поля, несвойственные для иконописи, более напоминают картинную раму.

Данный памятник является прекрасным образцом столичного иконописания, соответствующего живописным вкусам середины XVIII столетия.

Д. В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе

Вернуться к списку новостей