Цветовая схема:
Размер текста:

17 апреля – Страстная пятница

В Страстную пятницу во всех храмах совершается глубоко символичный чин выноса, а затем и погребения плащаницы.

Плащаница – плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа. Плащаница употребляется в Православной церкви во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы. Сам термин «плащаница» в этом контексте начинает употребляться в русских богослужебных книгах с конца XVI века. В центральной части композиции плащаницы Иисуса Христа обычно расположено изображение «Положения во Гроб», которое включает в себя гроб с телом Христа, припавшую ко гробу Богородицу, Иоанна Богослова, тайных учеников Христа Иосифа Аримафейского и Никодима, жен-мироносиц.

Иконографический сюжет «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену похорон распятого Иисуса Христа, тело которого для погребения его тайный ученик – Иосиф Аримафейский попросил у римского наместника Иудеи Понтия Пилата. Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницею), пропитанную благовониями и положили во гроб, высеченный в скале и привалили к его двери камень. За происходящим наблюдали Мария Магдалина и Мария Иосифова.

Техники, использовавшиеся для создания плащаниц, весьма разнообразны, хотя при этом остается неизменным использование декоративной тканевой основы: чаще всего это бархат. Плащаницы XV–XVII веков изготовлялись в технике лицевого шитья. В XVIII–XX веках чаще использовалась комбинированная техника – сочетание золотного шитья или рельефной аппликации из тканей (в изображениях одежд и погребальных пелен) с живописью (лики, тело Христа). По периметру плащаницы обычно вышивается золотом текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».

В фондах МРОКМ им. И.Д. Воронина хранится более десяти плащаниц. Одна из лучших – рубежа XIX–XX вв. (КП 883), являющаяся ярким примером эпохи модерна в религиозном искусстве, выполненная, несомненно, в лучших столичных мастерских по несколько упрощенному образцу, созданному великим русским художником В.М. Васнецовым.

На темно-фиолетовом бархатном фоне очень искусно исполнено шитье золотными и серебряными нитями, и только «личное» – открытые участки тела (лежащий в пеленах Христос, лики и руки оплакивающих), а также херувимы по углам плащаницы написаны маслом на холсте. Ложе Спасителя, ризы ангелов и некоторые мелкие детали вышиты серебряными нитями, все остальное – золотными.

Д.В. Фролов, заместитель директора по научной работе

Вернуться к списку новостей