Цветовая схема:
Размер текста:

14 ноября – Кузьминки или «куриные именины»

Почитание святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских (празднование 14 ноября) с момента принятия Христианства на Руси получило широкое распространение.

Святые Косма и Дамиан (III век) были родом из Малой Азии. Их отец умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни. Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных.

Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого – силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая слова Христа: «Даром получили, даром раздавайте» (Мф. X: 8), потому и известны в народе как «бессребренники» или «безмездные» врачи. На Руси Косма и Дамиан известны в том числе как хранители мелкого домашнего скота и особенно кур, отчего день памяти их называется в народе «куриными именинами».

В собрании МРОКМ есть келейный образ второй половины XVIII века святых братьев-врачей Космы и Дамиана в предстоянии Казанской иконе (КП 5714/2, 31 х 25,8 см), приобретенный музеем у старинных саранских жителей в 1984 г.

Данный памятник восходит к средневековой иконографии, когда святые братья находятся в деисусных позах друг к другу и предстоянии св. Троице, Спасителю или Богоматери. Очевидно, что образ из собрания МРОКМ совершенно традиционен по своей иконографии – прямо наследуя традиции XVI – XVII вв. Если сравнить требования толкового иконописного подлинника начала XVII в. и данный образ, то окажется, что иконописец во многом соблюдает даже предписанные цвета, хотя и несколько меняет их местами или обогащает оттенками: «Косма рус, риза красная, средняя синяя, испод санкир», на иконе – риза красная, средняя лазоревая, испод охра с белилом; «Дамиан, риза празелень, средняя красная, испод синий», на памятнике – риза сиренево-розоватая, средняя лазоревая, испод разбеленный красный.

Как бы иллюстрируя шестой икос акафиста: «яко рекосте к людем града вашего: не волшебною хитростию врачуем болезни, но силою Спаса нашего, якоже Той заповеда, глаголя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, туне приясте, туне дадите» оба святых протягивают к Казанской иконе Богоматери свои наполненные лекарствами «златыя коробки» (ларцы), показывая молящимся, кто подлинный источник и причина исцелений. Правая рука Космы открытой ладонью повернута к зрителям, в то время как зеркальная ей левая рука Дамиана, согласно изводу XVI в., указывает на образ Богородицы, дополнительно акцентируя внимание на нем.

Особенностью данного памятника является необычно одинаковый для икон святых братьев-бессребренников насыщенно-лазоревый цвет «средних риз». В добротно выполненной моделировке одеяний иконописец в различных сочетаниях использует классические высветления в два приема и активные притенения.

Личное письмо мягкое, по оливковому санкирю аккуратные охрения с постепенным добавлением небольшого количества белил и с едва заметной подрумянкой на ланитах Богородицы. Необходимо отметить, что мастеру удалось создать простые, спокойные, красивые, благожелательные образы святых, именно таких, к которым обращены слова древней молитвы: «Вы…любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете…».

Весь колорит иконы светлый, праздничный – нежен разбеленный голубой фон, охристые поля как бы пропитаны светом. Образ гармоничен – двойная опушь находит себе колористические аналоги на плоскости иконной доски. Так внешняя вишневая опушь сходна по цвету с мафорием Богоматери, внутренняя голубая сочетается с цветом фона, туники и подубрусника Богородицы, а также «средних риз» святых. Несколько грубым, чужеродным на иконе выглядит позем, написанный в виде дощатого пола простой деревенской избы.

Все нимбы, ларцы, фон и поля Казанской иконы, а также гиматий Богомладенца покрыты серебром, которое было обработано цветными лаками и воспринималось как золото, что усиливало общий благородный облик памятника.

Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по науке

Вернуться к списку новостей