Последний летний месяц богат праздниками, которые посвящены дарам природы, сбору урожая, меду, яблокам, хлебу и даже орехам. А потому в августе празднуется три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. В эти дни принято благодарить Бога за полученные дары и собранный урожай. А еще это прекрасный повод полакомиться дарами природы.
Первый Спас (Медовый) отмечается 14 августа, в этот день Церковь празднует память Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, а также в 1164 г. было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. С этого дня начинается строгий двухнедельный Успенский пост. Другие названия первого Спаса – Маковый Спас и Мокрый Спас. В этот день совершается малое водосвятие, когда освящается вода в колодцах и водоемах. В народе Медовый Спас назвали так потому, что считалось, будто с этого дня пчелы больше не несут мед. Именно в этот день пчеловоды доставали из ульев первые медовые соты и освящали их в церкви. Собранный в это время мед считался наиболее целебным. Но есть его можно только после освящения, т.е. не ранее Медового Спаса. В праздник Медового Спаса принято угощать друг друга медом, печь медовые коржики, торты и пряники. В фондах музея хранится редкая икона этого праздника начала XVIII столетия.
Праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, отмечаемый 1 августа (14 нового стиля), известен с IX в. В этот день частицу Голгофского Креста, хранившуюся в императорской дворцовой церкви Константинополя, переносили в Софийский собор, где происходило водоосвящение. Затем в течение двух недель святыню носили по городу со служением литий для предотвращения болезней (слово «происхождение» в названии праздника – результат неправильного перевода греческого слова, означающего «торжественная церемония, крестный ход»). Указание на этот праздник содержится в Уставе Великой церкви, а сам чин ею был подробно описан византийским императором Константином Багрянородным.
Общерусское распространение праздник Происхождения древ получает с конца XIV в., в связи с введением Иерусалимского устава. Кроме того, на рубеже XIV–XV вв. в русских Прологах появляется сказание об установлении 1 августа еще одного празднования – Всемилостивому Спасу и пречистой его Матери. Согласно Сказанию, это произошло во времена Андрея Боголюбского после чуда, случившегося 1 августа 1164 г., когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. По преданию, такое же чудо произошло одновременно с этим в войске византийского императора Мануила Комнина во время похода на сарацин.
Композиция иконы «Происхождение древ» состоит из двух частей: вверху, на фоне пятиглавого храма, представлен благословляющий Спас с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей и двумя вселенскими святителями, творцами литургии – Василием Великим (слева) и Иоанном Златоустом (справа); а под ним – чудотворный источник с больными, получающими исцеление. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 1 августа (14 по новому стилю) не только Кресту, но и Спасу, и Богоматери.
По предположению Э. П. Саликовой в основу иконографии была, очевидно, положена иллюстрация 11 кондака акафиста Пресвятой Богородицы («Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка…»), где обычно изображалась сцена исцелений у источника и целебного песка под стенами константинопольского монастыря Христа Филантропа в Манганах, а также Евангельское чтение при освящении воды (Иоан. 5: 2-4): «Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В ней лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее, по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы не был одержим болезнию», которое вольно пересказано в надписаниях на боковых полях образа.
Данное произведение исполнено по образцу, предположительно, с иконы XVII в. из альбома Н. П. Кондакова, табл. № 66, опубликованной Г. В. Маркеловым в первом томе «Книги иконных образцов» в разделе «Симолико-дидактические сюжеты» №231, под названием «Целительный источник Спасителя у стен Царьграда», что еще раз подтверждает правоту происхождения иконографии не только на основании иллюстрации евангельского чтения при малом освящении воды, но и, в том числе, и версии Э. П. Саликовой.
Очевидно, что автор публикуемого памятника использовал данный перевод, лишь незначительно доработав детали. На иконе из собрания МРОКМ, как и на образце Н. П. Кондакова, в нижнем регистре больные и страждущие не просто разделены на две группы справа и слева от источника, а, согласно приведенному выше Евангельскому повествованию, читаемому на чине водоосвящения, на 5 приделов (три слева и два справа). Причем жены в правой части, а мужи в левой.
Очевидно, что еще в XIX в. икона неоднократно промывалась, подвергалась поновлениям, чинкам и записям, так на лицевой стороне и торцах иконы было множество следов, удаленных при реставрации 1985-1987 гг., от гвоздей утраченного оклада и венцов. По предположению ряда реставраторов, дошедшие поля не современны среднику и в значительной степени были переписаны более ста лет назад. Возможно, тогда же была утрачена золотая разделка всех трех Евангелий, фелони Василия Великого и саккоса Иоанна Златоуста. Фрагментарно сохранилась золотопробельная разделка мафория Богородицы. Удовлетворительная сохранность ликов (все верхние слои смыты, кроме лика Василия Великого) не помогает атрибуции точной школы данной иконы; однако двойной ковчег, прихотливое написание палат, способы изображения складок одежды – в силу этого можно локализовать место создания данного образа, написанного в сильной профессиональной мастерской, Поволжьем до Нижнего Новгорода.
Д. В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе