Цветовая схема:
Размер текста:

Кувшин с росписью

Кувшин с росписью

Дата создания: 1950-е гг.

Техника: Гончарное дело

Размеры: Высота 29 см, диаметр 12,5 см, диаметр дна 14,8 см

Происхождение: Передан безвозмездно в фонды МРОКМ им. И.Д. Воронина Л. Старковой – сотрудником музея С. Есенина, собранного А.А. Котловым в поселке Луховка, после закрытия музея. Записан 28.09.1992 г.

Из красной глины, глазурованный, на ножке высотой 0,6 см. Тулово шаровидное, с выраженным переходом к широкому горлу высотой 15 см. Венчик шириной 1,5 см с клювиком для слива (утрачен). Ручка плавно изогнута. На терракотовом фоне кувшина контрастно выделяется декор, нанесенный широкими свободными мазками темно-зеленого цвета. Горловина декорирована двумя поясами лентовидного орнамента из волнообразных и арочных линий, отчерченных горизонтальными полосами. Тулово расписано крупными S-образными завитками. Кувшин является типичным образцом сухо-карсунской керамики.

Сухой Карсун – село в Карсунском районе Ульяновской области, основанное в 1747 г. Благодаря залежам качественной глины, к середине XIX в. оно стало центром гончарного промысла не только Карсунского уезда, но и всей Симбирской губернии. Карсунцы снабжали посудой большое количество городов и сел соседних губерний, возили свой товар за Волгу в обмен на зерно. По статистике 1910-1911 годов каждый третий житель села мужского пола, включая подростков, занимался гончарным ремеслом. Производство было семейным, пока в 1920-х гг. мастеров не объединили в промысловый кооператив. В 1960-е гг. в колхозе был построен кирпичный завод, который работал до 1990-х гг. В 1968 г. в Сухой Карсун выезжала экспедиция НИИ художественной промышленности ММП РСФСР и музея этнографии народов СССР для изучения старинных приёмов гончарного промысла. В 2009 г. в селе был организован музей гончарного дела.

В селе ходила поговорка «Девка не выйдет замуж, если парень не умеет делать горшки». Сухокарсунские гончары работали на собственных гончарных кругах на дому и, лишь для обжига изделий в печи, объединялись по два-три мастера. При помощи ножного гончарного круга они делали за 2 часа до 10 – 15 самых различных изделий.

Директор Сухо-Карсунского дома гончарного промысла Ольга Николаевна Андреева так описывала подготовку глины к работе: «С первыми заморозками заготавливали глину на глинищах, по двести сорокакилограммовых комов складывали в сарае. Затем на ночь вносили домой по 4 – 5 комов, чтобы глина оттаяла. Затем мяли ее ногами, резали тонкой проволочкой. А перед тем, как посадить глиняный шар на круг, его еще раз переминали, чтобы в глине не осталось воздушных пузырьков. Какую только посуду не делали сухо-карсунские мастера: плошки, крынки, балакири, чашки, горшки, кружки, корчаги, копилки, пепельницы».

Посуду легко узнать по особому декору: по терракотовому фону широко и смело разбросаны крупные мазки, волнистые линии, меандровые и растительные мотивы, нанесенные темно-зеленой глазурью из пережжённого свинца и медного купороса. Готовили свинцовую глазурь женщины.
Вернуться к списку экспонатов