Цветовая схема:
Размер текста:

Корчага для хранения браги

Корчага для хранения браги

Автор: Шитихин Кузьма Иванович

Дата создания: Около 1946 г.

Техника: Гончарное дело

Размеры: Высота 32,5 см, наибольший диаметр тулова около 22 см. Диаметр горла 13,5 см, высота основания 0,7 см, диаметр дна 15,5 см

Происхождение: Передана в музей автором Кузьмой Ивановичем Шитихиным, гончаром села Шишкеево Рузаевского района МАССР. Записана в фонды 16.11.1976 г. Изготовлена около 1946 г.

Изделие большого объема, округло-вытянутой формы, охристо-коричневого цвета. Тулово в верхней трети высоты расширяется, к горловине резко сужается, ножка не выражена. Горло высотой 2,3 см, без венчика. Горло и верхняя часть тулова (на ширину 5 см) темно-коричневые, темный мазок нанесен на тулово у днища. Стенки внутри и снаружи у горловины покрыты зеленоватой поливой.

Поступила от Кузьмы Ивановича Шитихина, мастера гончарного дела села Шишкеево. Использовалась для кваса, масла.

До 1918 года вся посуда независимо от объёма в Шишкеево делалась на ручном гончарном круге. Позднее мастера постепенно стали осваивать круг с ножным приводом – «машинку». Скорость его вращения была выше, стенки сосудов получались тоньше, аккуратнее. На нем изделие «вытягивалось» из цельного куска, а не наращивалось постепенно «жгутованием» – полосками раскатанной глины. Но шишкеевцы не отказались от более привычного им приспособления. На нем удобнее было изготавливать посуду большого объема: наращивать стенки налепом в этом случае легче, чем тянуть из цельного куска.

Вблизи села добывали белую, желтую и красную глину, качества которой определялись содержанием присадок. От сорта глины, количества имеющегося в ней песка зависела техника изготовления посуды: самой пластичной, «жирной», считалась малопесочная красная. Она шла для выработки обливной посуды на «машинке». Из глины с большим количеством примесей-отощителей изготавливали серую посуду на ручном круге.

Привезенную с места добычи глину не использовали сразу, а сваливали во дворе и давали отлежаться. Способ этот распространен среди русских мастеров повсеместно и называется «летованием». Под действием попеременно холода и тепла глина меняла кристаллическую структуру, «вычищалась», «подходила». Перегнивал содержащийся в ней мусор, корни растений, остатки травы. «Подошедшую» глину раскалывали, рубили, размешивали в воде, отстаивали, тщательно выбирали камни и мусор. Затем воду сливали, а подготовленный материал накрывали тканью и ставили в тень.

Излишки влаги постепенно испарялись, глина приобретала консистенцию теста, из которого уже можно лепить посуду. Ее раскладывал на хранение в избе, где работали и жили мастера.

Краевед А.Н. Руновский, изучавший гончарный промысел, отмечал: «В санитарном отношении эта работа не совсем благоприятна, потому что в зимнюю пору, когда горшечники по необходимости занимаются своим промыслом в избах, от глины и сырой посуды поднимаются испарения, от которых в избе появляется сырость и запах прели, что неблагоприятно отзывается на состоянии здоровья как взрослых, так в особенности детей».
Вернуться к списку экспонатов