Цветовая схема:
Размер текста:

Кадка долбленая для хранения одежды «эрямо парь»

Кадка долбленая для хранения одежды «эрямо парь» (мордва-эрзя)

Дата создания: Первая половина XIX в.

Техника: Плотницкая работа, резьба

Размеры: 61х41 см. Диаметр верха 36 см

Происхождение: Бытовал в селе Крапивки Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Собиратель – аспирант Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и этнографии В.Н. Мартьянов который, в процессе работы над кандидатской диссертацией «Резное дерево у мордвы», предпринимал экспедиционные поездки в мордовские села Нижегородской области в 1966-69 годах. Часть собранной им коллекции (пари, донца) поступила в музей. Акт № 61 за 1969 г.

Выдолблен из цельного ствола липы, слегка расширен книзу. Днище из двух дощечек, крепится к стенкам при помощи гвоздей. Верхняя часть имеет кромку 6 см. для крышки. В стенках имеются сквозные отверстия диаметром 1,5 см, сделанные для крепления запоров. Отверстия заделаны. На противоположных сторонах стенок выдолблены горизонтальные парные углубления треугольной формы со сквозным отверстием для крепления ручек. Парь богато орнаментирован в технике трехгранно-выемчатой резьбы. От верхнего края вниз идет полоса лентовидного геометрического орнамента шириной 11 см.: четыре ряда квадратов, каждый из которых разделен на четыре треугольника. Ниже расположены окружности: солярные знаки в виде восьмилепестковой розетки диаметром 7 см., среди которых размещены антропоморфные фигуры. Между фигурами и под ними вырезаны четырех- и восьми лепестковые окружности диаметром 4 и 5 см. Фигуры попарно объединены лентовидным орнаментом, повторяющим орнамент верхнего края, но расположенный полукругом.

Парь – общее название цилиндрической долбленой емкости в традиционной мокшанской и эрзянской культуре. Такие долбленые изделия разного размера имели утилитарное назначение. Например, была кадушка для муки – почфтонь парь (м.), почтонь парь (э.), теста – шапакс парь(м.), чапакс парь (э.), браги – поза парь(м., э.), соли – сал парь (м., э.), сбивания масла – пихтембарь (м.), пифтембарь(э.), для обгоревших лучин – тикшпарь (м.). Орнамент на них никогда не наносился.

Наиболее известной и почитаемой разновидностью паря является «эрямо парь» (э) – «кадка для жизни», в которой девушка хранила своё приданое. Иногда ее именовали «одирьвань парь» (кадка невесты). Это название глубоко символично: выходя замуж, девушка словно «умирала» для семьи, в которой родилась, и все, что у неё отныне было для жизни, отныне находилось в этой кадке. В доме мужа она будет носить в основном то, что сшила до замужества. Мастера-резчики придавали оформлению парей особое внимание: орнамент имел не только декоративное, значение, но, прежде всего, нес глубокую смысловую нагрузку. Самые старые экземпляры отличаются большим разнообразием орнаментальных композиций и творческих манер. Кружевная резьба обрамляет их почти до середины. Простые геометрические фигуры – треугольники, квадраты, круги – составляют орнаментальные ленты. Каждый из горизонтальных ярусов заключает узор из одного-двух мотивов.

Эрямо парь для девушки изготавливал отец или старший брат. В Саранском уезде Пензенской губернии его покупал для невесты будущий свёкор. Парь изготовляли только из цельного ствола липы: эрзяне считали это дерево «чистым». Из одного дерева получалось два-три паря высотой около метра и толщиной стенок до 2 см. Самые большие пари имеют диаметр около 80 см. Как вместилище самого ценного имущества, эрямо парь обязательно имел плотно подогнанную крышку. На крышку накидывалась кованая железная скоба, которая запиралась навесным замком.

Укладка приданого в парь была одним из важнейших ритуалов свадьбы, поэтому все действия производились в строгой последовательности. Укладывали приданое замужние родственницы невесты в сенях, где на потолке не было земли. Между «двумя землями», по мнению мордвы, можно собирать только покойников, а живых людей нельзя – они «а улить эрицякс» (не будут жителями), то есть их брак не будет долговечным. Сначала парь очищали от вредоносной магии и нечистой силы «живым огнем», зажженной лучиной из чистого дерева – липы, затем освящали иконой. Первым клали намоленный хлеб здоровья – «шумбра кши». Вслед за этим на дно клали пять серебряных монет (четыре по краям и одну в середине на хлеб). Женщина, которая проводила глубокое по смыслу таинство, сопровождала свои действия словами: «Пусть Бог велит жить молодым при серебряном свете, чтобы были богаты». Только после этого, в строгой последовательности, укладывали одежду.
Вернуться к списку экспонатов