Цветовая схема:
Размер текста:

Горшок для хранения позы

Горшок для хранения позыордва-эрзя)

Дата создания: Начало XX в.

Техника: Кольцевой налеп, обварка

Размеры: 45х28 см

Происхождение: Изготовлен в селе Новая Пырма Саранского уезда Пензенской губернии. Приобретен за 10 руб у Надежды Тимофеевны Ульянкиной, жительницы села Новая Пырма Кочкуровского района Мордовской АССР. Записан в фонды музея 12.05.1959 г.

Изготовлен без гончарного круга в технике кольцевого налепа. Цилиндрической формы, слегка сужающийся кверху и книзу. Цвет черепка светло-коричневый. Стенки неровные, грубо сглажены, толщиной 1,2– 1,8 см. Верхний край неровный, с крупными сколами. На стенке по влажной глине процарапан знак собственности: вертикально расположенный гребень из пяти зубцов (зубцами вверх).

Подобная посуда изготавливалась в селах Кочкуровского района Мордовской АССР (Саранского уезда Пензенской губернии): Кочкурово, Новая Пырма, Тавла, населенных мордвой-эрзей. Добычей, доставкой, подготовкой глины, лепкой и обжигом горшков здесь традиционно занимались исключительно женщины.

Установив заготовку изделия на примитивный гончарный круг, мастерица скатывала из глины длинный жгут и расплющивала его до ширины ок. 4 см. Получившуюся ленту налепляла на заготовку, к ней прилаживала следующую, и так до нужной высоты горшка.

Со слов владелицы записана технология изготовления подобной керамики в селе Подлесная Тавла: «Тщательно промешивалась глина, затем лепился горшок, просушивался на месте изготовления. Потом горшок ставили в русскую печь. Сначала ненадолго, а потом 3 – 4 раза в сильно нагретую печь, горшок накаливали до красна. Когда горшок прокаливался, его вынимали из печи и обливали мучной водой (из ржаной муки) или клали в кадку с мучной водой на 10 – 15 минут. Если горшок был прокален хорошо, он не лопался».

За рабочий день мастерица могла сделать до 10 горшков. Сушка посуды длилась от 1 до 2 месяцев, после чего ее можно было обжигать.

Обжиг производился в домашней русской печи. В течении недели горшки «выкаливались» на поду, когда в печи готовили пищу. После такой предварительной подготовки их обжигали: укладывали на бок на березовые поленья, сложенные «колодцем». В печь помещалось 8 горшков среднего размера, или две большие корчаги. Дрова поджигали: глина сначала чернела от дыма, затем белела от жары и, наконец, становилась полупрозрачного красного цвета– признак окончания обжига.

Посуда, вылепленная вручную, в результате такой обработки получалась массивной, тяжёлой (6 – 8 кг), но очень прочной: срок ее службы составлял 20 – 50 лет, а в некоторых семьях ею пользовалось не одно поколение.

На некоторых горшках музейной коллекции можно увидеть знаки собственности, родовые меты, которые обозначали принадлежность к владельцу посуды. Как правило, знаки имели свои названия: «заячьи уши», «бараньи рога», «хвост орла» и др. Сакральные, в основном охранительные, функции имели идеограммы на парях, домах, воротах, женской одежде. Родовые и фамильные знаки часто ставили на могильные кресты. Многочисленные бортные «знамёна» зафиксированы в писцовых книгах XVII в.
Вернуться к списку экспонатов