Цветовая схема:
Размер текста:

Дымарь глиняный для окуривания пчел

Дымарь глиняный для окуривания пчел

Дата создания: Конец XIX в.

Техника: Гончарное дело, ручная лепка

Размеры: 33х16 см. Диаметр дна 11 см

Происхождение: В период с 1953 по 1969 гг. на территории Мордовской АССР работала комплексная Мордовская этнографическая экспедиция под руководством доктора исторических наук старшего научного сотрудника сектора этнографии народов Прибалтики и Поволжья В.Н. Белицер (1903 – 1983). В состав экспедиции вошла заместитель директора по научной работе Мордовского республиканского краеведческого музея Л.Т. Артамошкина, которая занималась сбором и научным описанием предметов этнографии для пополнения мордовской коллекции музея.

Дымарь был безвозмездно передан Л.Т. Артамошкиной жителем села Кильдюшева Лукояновского района Горьковской области В.Е. Маколовым и записан в фонды музея 17.06.1965 г.

Пасечный дымарь – устройство, с помощью которого пчеловод при работе с пчёлами создаёт и направляет в нужное место струю дыма, чтобы успокоить пчел. Изготовлен в форме кувшина с приставной ручкой. Верхняя часть горловины плавно изогнута под углом 45 градусов и сильно заужена, образуя «носик» для выхода дыма. Край «носика» обработан утолщенным венчиком. На ручке и верхней части «носика» налеплено пять глиняных «лепешек» диаметром около 1,2 см. Тулово декорировано процарапанными волнистыми линиями, желобками, «лощением». В боковой части тулова прорезано отверстие 6,5х6 см для закладки тлеющего материала.

Изготовлен мастерами села Большое Казариново Сергачского уезда Нижегородской губернии (ныне Большеболдинского района Нижегородской области), которое славилось своей необычной чернолощёной керамикой.

Подобные дымари мордовские пасечники покупали на местных ярмарках и широко использовали для работы с пчелами: внутрь помещали доступные материалы, образующие при тлении густой дым без пламени (сухие гнилушки, гриб-трутовик, высохший конский навоз).

Дымом окуривали улей – «нешкопарь» (мордва-мокша), «нешкепарь» (мордва-эрзя) – (досл. «кадушка для пчел»), который представлял собой колоду, выдолбленную из цельного дерева и установленную на лесных опушках, луговинах, в липовых рощах. Колодные ульи у мордвы постепенно заменили собой древнейший бортный промысел и упоминались в документах Российского государства уже начиная с XVI века. По этнографическим данным, «кадушки для пчел» использовались до конца XIX в., когда на смену им пришли ульи рамочные. Бортничество и пчеловодство отразились в мировоззрении мордвы: в языческой религии пчелам покровительствовал сам верховный бог Нишкепаз. С этим промыслом связаны многие обряды, поверья и легенды.
Вернуться к списку экспонатов