Цветовая схема:
Размер текста:

Донце составной прялки

Донце составной прялки (мордва-эрзя)

Дата создания: Конец XIX в.

Техника: Плотницкая работа

Размеры: 11х76,5х22 см. Ножка 11х11х8,5 см

Происхождение: Бытовала в деревне Крапивка Лукояновского уезда Нижегородской губернии в конце XIX – первой половине XX вв. Передано в музей аспирантом Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и этнографии В.Н. Мартьяновым, который в процессе работы над кандидатской диссертацией «Резное дерево у мордвы», предпринимал экспедиционные поездки в Нижегородскую область в 1966-69 годах. Часть собранной им коллекции (пари, донца) поступила в музей.

Донце «пакарь мукоро» (э.) – часть составной прялки. Липовая доска прямоугольной формы, с закругленными к ножке краями и выпиленной площадкой для крепления ножки. Вся поверхность доски покрыта геометрическим орнаментом в технике плоско-выемчатой резьбы. К доске при помощи гвоздей прикреплена ножка прялки четырехгранной формы с усеченно-прямоугольной площадкой и прорезью для фиксации гребня.

Прядение нитей из шерсти и растительного волокна требовало специальных приспособлений, древнейшие из которых – прялка и веретено. Наиболее архаичные прялки делались из комля дерева, и в качестве стойки служил срез корня – «копыл». Отсюда возвышение, наращенное на донце над отверстием, куда вставляется гребень, до сих пор носит название «копыл», «копылок». Позже появились прялки составные, из доски для сидения (донца) с отверстием для крепления гребня с куделью. С течением времени донца стали настоящим произведением декоративно-прикладного искусства. Производство донцев как промысла начинается во второй половине XVIII столетия вместе с повышением спроса на пеньку, пряжу и холст. Нижегородские донца (донья) известны своеобразием формы и характером орнамента: они широкие, лопатообразные с полукруглым обрезом на передней части и с фигурно вырезанным гнездом для гребня.

Прясть в деревнях начинали осенью, когда заканчивались полевые работы и вечера становились длиннее. Пряли на протяжении всей зимы, до масленицы. Девушки собирались в один дом с прялками и веретёнами, пряли, пели песни. Учиться прясть девочки начинали с 9 – 10 лет, но в бедных и многодетных семьях девочек засаживали за прялку много раньше.

В мордовских селах нижегородчины мастера переняли у соседей форму донца, но украшали его в соответствии с собственными традициями. У мордовского народа была распространена плоско-выемчатая (врезная) резьба по дереву. Она является наиболее архаичным способом нанесения на дерево различных сочетаний линий (контурных, трехгранно-выемчатых, скобчатых) для создания орнамента. Техника эта известна с древних времён, но из-за недолговечности материала сохранилось небольшое количество памятников, самые ранние из которых можно отнести к концу XVIII в. Резной орнамент наносился на такие предметы утвари как сундуки для приданого, ткацкие станы, донца прялок. Мордовские резчики умело использовали приемы геометрической резьбы: их орнаменты отличаются необычной игрой светотени, украшающей изделие, и дают большой простор фантазии мастера, позволяя ему самому разрабатывать и воплощать различные узоры, и композиции. Кроме того, для нее достаточно иметь скромный набор инструментов.

Донце прялки из деревни Крапивки выполнено именно в такой манере. Поставленное вертикально, оно внешне напоминает статную женскую фигуру в мордовской рубахе. Резной орнамент расположен также, как вышивка на одежде, и своими элементами повторяет вышивку: в нижней части донца мастер поместил три половы ленточного орнамента: ломаную линию, квадраты, поделенные по диагонали на треугольники и ряд вертикальных углублений. «Оплечье» плотно заполнено зигзагами и ромбами, ограниченными полосой ленточного орнамента, ниже которого расположена шести лепестковая солярная розетка, вписанная в шестиугольник. Мелкие мотивы уравновешивают композицию и заполняют лишнее свободное пространство.
Вернуться к списку экспонатов