Цветовая схема:
Размер текста:

Сапоги женские «сёрмоф мархта кямот»

Сапоги женские "сёрмоф мархта кямот". Мордва-мокша

Дата создания: Кон. XIX – нач.XX вв.

Техника: Сапожная работа

Размеры: Высота 34,5 см, длина стопы 25 см

Происхождение: Бытовали в селе Вадово Селище Спасского уезда Тамбовскойя губернии. В КП ОФ запись от 19.10.1985 г.: «Этнографические предметы женского национального костюма из села Каргашино и Вадово Селище Зубово-Полянского района МАССР. Принадлежали Щукиной Анастасии Петровне (1902-1983). Сапоги. Кон. XIX – нач. XX вв. 50 руб. Приобретено у Щукиной М.И. Акт № 143 от 03.06.1985 г.»

Из черной сыромятной кожи. В нижней части голенища имеются сборы: на левом сапоге 27 сбор, на правом - 29. Голенища прямые, чуть расширенные к верху. Верх отделан черной искусственной кожей, строчкой из красных, зеленых и желтых ниток. Края голенищ покрашены красной краской. Нос заужен, подошва двухслойная, каблук многослойный с металлическими подковами

Для мордвы не характерна традиционная обувь из кожи. Исключение составляют женские кожаные сапоги со сборами на голенище «сёрмоф мархта кямот». К концу XIX в. они получили широкое распространение в качестве праздничной обуви (особенно у мокшанок). Сапоги со сборами шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Верх голенища часто обшивали красным сафьяном, а ниже шли узорные строчки и медные бляшки, расположенные узором.

Сапоги имели массивный задник – «сирень кочкярьгат» («медная пятка»), получивший название от вбитых в него гвоздей с большими медными шляпками. На широкий каблук сапога прибивали медные подковки. Девушки-мордовки, которые пляшут в сапогах, постукивая подковками, упоминаются во многих мордовских песнях.

В зависимости от места бытования, декоративная отделка сапог различалась. Одни сапоги имели сборы в только чуть выше щиколотки, на других сборы шли до самого верха голенища. В Старошайговском районе верхняя часть голенища закрывалась украшением-повязкой «кяме петькс» из ткани, обшитой тесьмой, пуговицами и блестками. Теньгушевская эрзя оборачивала верх голенища накладкой из лаковой кожи с узорной строчкой разноцветными нитками.

Искусство шитья сапог со сборами передавалось мастерами от отца к сыну. Мастера закупали дубленую кожу, либо выделывали ее сами. Каждая деталь сапога выкраивалась из определенной ее части: подошва – из хребтины, внутренняя стелька – из кожи подбрюшья, на каблук шли обрезки. Некоторые мастера владели искусством «вытягивания» сапога из цельного куска кожи. Это тяжелейший труд, поэтому не случайно они получали почетное прозвище «вытягал».

Сборы на голенище закладывали следующим образом: изнанку проклеивали мешковиной и при помощи плоскогубцев делали «гармошку». После этого голенище сшивали с носком сапога. Мастера-сапожники чутко следили за изменениями в городской моде и привносили их в сельскую местность. Когда появилась мода на сапоги «со скрипом», они стали вкладывать между стелькой и подошвой бересту. Когда скрип вышел из моды, для его предотвращения в то же место сапога вставляли кусочек сукна.

В 1920 – 30 гг. такие мастера имелись почти в каждом районе Мордовии. До 1960-х гг. некоторые сапожники еще брали заказы на пошив «мордовских сапог». В селах Старое Дракино, Журавкино, Старая Теризморга и многих других девушки обували их с традиционным костюмом, собираясь на праздники. Сапоги стали обязательной принадлежностью сценического мордовского костюма мокшанских фольклорный ансамблей.


Вернуться к списку экспонатов