Цветовая схема:
Размер текста:

Праздничный костюм девушки

Праздничный костюм девушки (мордва-эрзя восточной группы)

Дата создания: Начало XX в.

Техника: Ткачество, шитье, вышивка, низание, плетение

Происхождение: Пензенская губерния, Саранский уезд, село Напольная Тавла (ныне Кочкуровский район РМ).

Восточная группа мордвы-эрзи проживает на территории Ардатовского, Атяшевского, Болышеберезниковского, Дубенского, Кочкуровского, Чамзинского районов Мордовии, в сопредельных с ними районах Ульяновской области, а также в Алатырском, Ибресинском районах Чувашии. В прошлом они входили в состав Ардатовского, Алатырского, Карсунского уездов Симбирской губернии и Саранского уезда Пензенской губернии.

Эта территория проживания была покрыта густыми лиственными и смешанными лесами, чередовавшимися с открытыми пространствами. На востоке ее ограничивал естественный рубеж – река Сура. В силу географических условий основными занятиями населения были земледелие и скотоводство в сочетании с лесными промыслами, бортничеством. Монголо-татарское нашествие внесло значительные изменения в расселение мордвы. Спасаясь от набегов завоевателей, она покинула открытые места и искала убежища в лесах, оказывая завоевателям яростное сопротивление. Проникновение русских на территорию Алатырского уезда и в нижние и средние присурские земли началось с середины XVII в. Это наложило отпечаток на развитие костюма и его бытование.

Как и повсеместно, костюм региона имел четкое возрастное подразделение, был связан с семейным положением женщины. Большую роль в создании силуэта и выразительной пластики костюма играло своеобразное набедренное украшение пулай. В данном регионе пулай был особенно пышным по форме и акцентировал бедра, придавая женщине плавную походку с ритмичным покачиванием бедрами. И пулай, и надетая с небольшим напуском рубаха, и богато украшенный фартук увеличивали объем фигуры. В то же время она не казалась массивной и приземистой благодаря высокому головному убору и четким вертикально расположенным полосам декора всех элементов одежды.

Поверх рубахи замужние женщины надевали распашную одежду «руця». В ее колорите преобладали красный и черный цвета. Помимо вышивки руця украшалась полосками браного ткачества, позументом, пуговицами. Общий декор руци дополняли узкие вертикальные нашивки из кумача, которые располагались на спине и полах. Руця была ритуальной одеждой. Ее надевали по праздникам и сохраняли как смертную одежду. У молодых женщин она была более нарядной, чем у пожилых.

С начала XX века костюм восточной группы мордвы-эрзи претерпевает значительные изменения. На смену твердым головным уборам приходят фабричные платки. Рубахи становятся значительно скромнее по декору. Трудоемкая вышивка руци заменяется полосками красного кумача. В Дубенском, Атяшевском, Чамзинском районах молодежь начинает носить русские «парочки», состоящие из кофты и юбки, или «сарапаны», платья из яркого однотонного атласа.

Традиционный костюм здесь перестал бытовать к 1950-м гг. В Болышеберезниковском и Кочкуровском районах он сохранился вплоть до 1990-х гг. для праздников и выступлений коллективов художественной самодеятельности.

Вернуться к списку экспонатов