Цветовая схема:
Размер текста:

Праздничный костюм девушки-невесты

Праздничный костюм девушки-невесты (мордва-эрзя северо-западной группы)

Дата создания: Конец XIX в.

Техника: Ткачество, вышивка, шитье, низание, плетение

Происхождение: Тамбовская губерния, Темниковский уезд, село Шокша (ныне Теньгушевский район РМ).

В середине XIX века мордовский народный костюм достиг законченной художественно-выразительной формы. Повседневная одежда отличались простотой и целесообразностью, но праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры. Самостоятельно женщина не могла одеться в такой костюм, поэтому собраться на праздник ей помогали 2 – 3 человека. Обряд одевания длился несколько часов.

В большинстве регионов праздничные костюмы мордвы едины по своему образно-пластическому решению. В народной среде главными достоинствами женщин считались здоровье, сила, выносливость — и костюм подчеркивал эти качества. Напуск рубахи, многочисленные нагрудные и пышные набедренные украшения зрительно делали женскую фигуру устойчивой и тяжеловесной, словно вырастающей из земли, а толстые ноги, которые таковыми получались благодаря аккуратно обернутым белым обмоткам, напоминали стволы берез.

Праздничные и будничные костюмные комплексы строго разделялись. На общие сельские и престольные праздники принято было приходить в дорогой одежде. Ее шили из материалов лучшего качества с применением мануфактурных товаров. Самый торжественный, богатый наряд женщина надевала на свадьбу. Повседневная одежда шилась из грубых домотканых тканей, имела скромный декор, часто включала особые категории верхней предохраняющей от загрязнения одежды: передники, широкие рубахи или халаты. В качестве повседневной донашивалась и старая праздничная одежда. Постоянно мордовки носили нагрудную застежку-украшение «сюлгам», на шее одну-две низки мелких бус с крестом, серьги. Эрзянки, кроме того, повязывали набедренник «пулагай».

Принято выделять 12 локальных групп мордовской традиционной одежды. Границы их бытования не совпадают с административными границами республик и областей, в пределах которых расселены представители этноса. 4 локальных комплекса костюмов мордвы-мокши: северо-западный, южный, юго-западный, центральный, каратайский; и 7 – мордвы-эрзи: восточный, северный, северо-западный, городищенский, кузнецкий, заволжский, терюшевский.

Северо-западная группа мордвы-эрзи (иначе именуемая «шокша», по названию реки, вдоль которой расположены села) проживает на территории Теньгушевского района РМ. На формирование своеобразного костюмного комплекса данной группы повлияли исторические контакты с русским населением, а также темниковской мордвой-мокшей и татарами-мишарями. Кроме того, ему присущи многие архаичные черты эрзянского костюма, не сохранившиеся в других регионах. Наряду с этим, в начале XX в. в костюме появляются такие нововведения, как безрукавка «шубейка», кожаные сапоги с нарядными голенищами «кемть», дутые стеклянные бусы «васнень мусат». В таком виде в своем регионе костюм сохранился до сегодняшнего дня как одежда для фольклорных праздников и коллективов художественной самодеятельности, а также наряд для «особых случаев».

Общий силуэт празднично одетой девушки благодаря обилию массивных украшений и многослойных несшитых деталей поверх объемной рубахи создает впечатление монументальности, величавости. Одна из его характерных особенностей — обильное использование серебряных блесток, которые нашивались на вышивку и аппликацию рубахи. В составе украшений преобладают раковины каури, бубенцы, дутые стеклянные бусы.

Вернуться к списку экспонатов