Цветовая схема:
Размер текста:

Девичий праздничный костюм

Девичий праздничный костюм (мордва-мокша юго-западной группы)

Дата создания: Начало – середина XX в.

Техника: Ткачество, шитье, вышивка, низание, плетение

Размеры: 178х83х62 см.

Происхождение: Тамбовская губерния, Спасский уезд, село Жуковка (ныне Зубово-Полянский район РМ).

Юго-западная группа мордвы-мокши проживает на территории Зубово-Полянского и Торбеевского районов Мордовской АССР, а также в Белинском районе Пензенской области. В прошлом рубежи ареала входили в состав Спасского уезда Тамбовской губернии и Чембарского уезда Пензенской губернии. По своим природным особенностям край этот лесной. Лес сказался на условиях расселения жителей района и их хозяйственной деятельности. Основными занятиями населения данной территории как в прошлом, так и в настоящем были земледелие и животноводство, известное место занимало пчеловодство. Эти земли являются коренными местами расселения мордвы, на что указывает наличие археологических памятников VII — XI веков близ сел Журавкино и Старое Бадиково.

Особенности расселения, компактность группы, а также экономические и культурные связи с населением Рязанщины были предпосылками для формирования самобытного локального комплекса мокшанского костюма. Его силуэт характеризовала пластическая монолитность, подчеркнутая пышностью объемов. Белая рубаха, которую носили с большим напуском, мягко спадавшая на бедра, была главенствующей в ансамблевом комплексе. Белизну холста одежды подчеркивала графически решенная вышивка, выполненная в контрастных цветосочетаниях. Нарядно-изысканным дополнением в костюм входили узорчатые бисерные украшения. Контрасты белого и черного, лилового и зеленого, голубого и оранжевого в сочетании с блеском серебряных монет, с мерцанием стекла бус и бисера составляли основу декоративности комплекса. При определенном сходстве черт костюмов разных сел юго-западной группы в них выделялись ярко выраженные варианты, связанные с отдельными зонами местности. В северных селах региона рубаху носили с большим навершником-запоном, своеобразием отличался головной убор из полотенца с нарядными концами, бисерные украшения выделялись качеством и нежной расцветкой материала, особенным являлось применение зеленых кашемировых кушаков, в виде дополнения к боковым подвескам.

Для региона юго-западной группы характерна устойчивость традиций ношения национального костюма женщинами пожилого возраста. В их сундуках хранятся рубахи, многие из которых будто ожидают своего выхода на праздник. И действительно, немолодые мокшанки в день престольных праздников надевают свой белоснежный наряд, отправляясь в церковь или на кладбище. Несмотря на это, в целом процесс развития народного костюма юго-западного комплекса остановился в 1950-е годы. Местные умелицы по заказам односельчан нередко переделывают старые бисерные украшения, делают аналогичные из новых материалов, но таких мастериц единицы. Чаще владелицы костюмов обновляют их более простыми средствами, нашивая крупные блестки и елочную мишуру.

Вернуться к списку экспонатов