Цветовая схема:
Размер текста:

Святые Косма и Дамиан в предстоянии Казанской Иконе Богоматери

Святые Косма и Дамиан в предстоянии Казанской Иконе Богоматери

Конец XVIII в.
Дерево, левкас, темпера;
31 х 25,8 х 2,8 см.
КП 5714/2
Поступила в музей в 1984 году.
Приобретена у жителя г. Саранск.
Реставрирована в СНРПМ-2.

Почитание святых бессребренников чудотворцев Космы и Дамиана Асийских (празднование 14/27 ноября) с момента принятия Христианства на Руси получило широкое распространение.

Святые Косма и Дамиан (III век) были родом из Малой Азии. Их отец умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни. Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных.

Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого – силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая слова Христа: «Даром получили, даром раздавайте» (Мф. X: 8) [1, с.1022]. Святые братья возвращали людям главное сокровище земной жизни – здоровье. Далеко разошлась слава о святых Косме и Дамиане, и люди назвали их бессребрениками. Но не ради своей известности они врачевали недуги, а ради славы Бога, даровавшего им благодать исцелений.

Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так звали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра совершенно здоровой. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Приими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы – Отца, Сына и Святого Духа». Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться.

Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет его могила. Но тут, по воле Божией, совершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневаясь положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в г. Феремане (Месопотамия) [3]. Конечно, предание о заговорившем верблюде может показаться неправдоподобным – но оно выражает тот невыдуманный факт, что легче верблюду заговорить, нежели людям – простить по своей воле.

После смерти святые бессребреники совершили огромное количество чудес. Во всем христианском мире святые Косма и Дамиан почитаются покровителями врачей и христианских семей. В нашем Отечестве к ним прибегают с молитвой при начале обучения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию. Также братья прославляются как мудрые врачи – «благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии» [4]. На Руси Косма и Дамиан известны в том числе как хранители мелкого домашнего скота и особенно кур, отчего день памяти их называется в народе Куриными именинами.

В «Лицевых святцах XVII века», изданных в 1904 году известным иконописцем В.П. Гурьяновым, для изображения святых братьев дается следующее руководство: «Косма рус, риза красная, средняя синяя, испод санкир, позументы золотые. Дамиан, риза празелень, средняя красная, испод синий, позументы и сапоги златы, в руках златыя коробки и белыя перья» [2, с.9]. В целом можно сказать, что иконописный подлинник отражает традиционное изображение бессребреников таким, каким оно складывается к XV веку.

Однако публикуемый памятник восходит к иконографии, когда святые братья находятся в деисусных позах друг к другу и предстоянии св. Троице, Спасителю или Богоматери, как, например, на среднике иконы XVI века из Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Ипатьевский монастырь» [5].

Очевидно, что икона из собрания МРОКМ совершенна традиционна по своей иконографии – прямо наследует традиции XVI-XVII вв. Если сравнить требования толкового иконописного подлинника XVII в. и данный образ, то окажется, что иконописец во многом соблюдает даже предписанные цвета, хотя и несколько меняет их местами или обогащает оттенками: «Косма рус, риза красная, средняя синяя, испод санкир», на иконе – риза красная, средняя лазоревая, испод – охра с белилом; «Дамиан, риза празелень, средняя красная, испод синий», на памятнике – риза сиренево-розоватая, средняя лазоревая, испод разбеленный красный.

Как бы иллюстрируя шестой икос акафиста: «яко рекосте к людем града вашего: не волшебною хитростию врачуем болезни, но силою Спаса нашего Иисуса Христа, якоже Той заповеда, глаголя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, туне приясте, туне дадите» [4] оба святых протягивают к Казанской иконе Богоматери свои наполненные лекарствами «златыя коробки» (ларцы), показывая молящимся, кто подлинный источник и причина исцелений. Правая рука Космы открытой ладонью повернута к зрителям, в то время как зеркальная ей левая рука Дамиана, согласно изводу XVI в., указывает на образ Богородицы, дополнительно акцентируя внимание на нем.

Особенностью данного памятника является необычно одинаковый для икон святых братьев-бессребренников насыщенно-лазоревый цвет «средних риз».

В добротно выполненной моделировке одеяний иконописец в различных сочетаниях использует классические высветления в два приема и активные притенения.

Личное письмо мягкое, по оливковому санкирю аккуратные охрения с постепенным добавлением небольшого количества белил и с едва заметной подрумянкой на ланитах Богородицы. Необходимо отметить, что иконописцу удалось создать простые, спокойные, красивые, благожелательные образы святых, именно таких, к которым обращены слова древней молитвы: «Вы…любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете… о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите» [4].

Весь колорит иконы светлый, праздничный – нежен разбеленный голубой фон, охристые поля как бы пропитаны светом. Даже двойная опушь, характерная для ряда среднерусских старообрядческих школ, возможно, сделанная при поновлении XIX в., находит себе колористические аналоги на плоскости иконной доски. Так внешняя вишневая опушь сходна по цвету с мафорием Богоматери, внутренняя голубая сочетается с цветом фона, туники и подубрусника Богородицы, а также «средних риз» святых. Несколько грубым, чужеродным на иконе выглядит позем, написанный в виде дощатого пола простой деревенской избы. Можно предположить, что он появился при том же поновлении иконы в XIX в.

Все нимбы, ларцы, фон и поля Казанской иконы, а также гиматий Богомладенца покрыты серебром, которое было обработано цветными лаками и воспринималось как золото, что усиливало общий благородный облик памятника.

Литература:

1.       Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Ульяновск: ТОО «Стрежень», 1997, – 1376 с.
2.       Лицевые святцы XVII века. Москва: Благовест, 1997, - 64 с.
3.       http://www.akafist.ru/saints/82-kosmaadamian-asiskie/183-zhitie
4.       http://www.damian.ru/about/gitie.html#05
5.       http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_content&view=article&id=473918426:473918426&catid=4:2009-11-26-12-53-12&Itemid=6

Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе

Вернуться к списку экспонатов