Цветовая схема:
Размер текста:

Святой диакон Филипп (апостол из числа «седмидесяти»)

Святой диакон Филипп (апостол из числа «седмидесяти»)

Последняя четверть XVII века.
Дерево, паволока, левкас, темпера;
180 х 69,5 х 3 см.
КП 2339
Поступила в музей в 1938 году.
Происхождение – из Иоанно-Богословской
церкви города Саранска.
Реставрирована в  «Росреставрация» Министерства  
культуры РСФСР с 4.11.1974 г. по 20.12.1976 г.
Л.П. Русиной и И.Н. Виноградовым

Святой Филипп принадлежал к числу семи диаконов, избранных по предложению учеников Христовых (Деян. 6: 2-6) [1, с.1168-1169] и почитался впоследствии как апостол из числа семидесяти (наряду с апосто¬лом Филиппом из числа двенадцати).
Диакон Филипп жил в Кесарии Палестинской. После мученической кончины архидиакона Стефана переехал в Самарию для проповеди христианско¬го учения. Крестил многочисленных самарян, в том числе и волхва Симона (Деян. 8: 5-3) [1, с.1172]. По повеле¬нию ангела Господня вышел на дорогу, ведущую из Иерусалима в Газу, где встроил евнуха эфиопской царицы Кандакии и обратил его в христианство, растолковав слова из пророчества Исайи: «...как овца веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так и Он не отверзает уст Своих» (Ис. 53: 7) [1, с.720], а затем крестил. После этого святой был восхищен ангелом и перенесен в Азот (Деян. 8: 26-40) [1, с.1173].
Впоследствии Филипп вернулся в Кесарию, где имел собственный дом, в котором жил с четырьмя дочерьми, обладавшими пророческим даром (Деян. 21: 8-9) [1, с.1193]. «В Иерусалиме он был поставлен святыми апостолами в епископы и преставился в глубокой старости. Память апостола Филиппа совершается 11 (24 нов. ст.) октября и 4 (17 нов. ст.) января – в составе Собора 70-ти апостолов» [2, с. 244].
На основании единства источников и стилистических приемов публикуемая икона должна быть отнесена если не самим мастерам Оружейной палаты, то их ближайшим ученикам. 
Данная икона изначально находилась в иконостасе, поскольку с тыльной стороны имеются дверные петли.  Начиная с последней трети 17 века в искусстве царских иконописцев святые диаконы на боковых дверях прочно вошли в местный ряд русского иконостаса, вытеснив оттуда Благоразумного разбойника, пророка Даниила во рву со львами, изгнание из рая и иные сюжеты.
Значительным является факт, что фигура святого диакона Филиппа и его облачение выполнены по прориси, которую использовали в своей работе мастера оружейной палаты (слева – икона диакон Филипп (МРОКМ) – справа – св. архидиакон Авив (Новодевичий Монастырь, 1685 г., фото автора).
Так из документов мы знаем, что Федор Евтихеев Зубов (ок. 1615 - 3 ноября 1689)  – один из самых значительных иконописцев своего времени, руководивший после смерти Симона Ушакова иконописной мастерской Оружейной палаты, согласно царскому указу в 1685 г. возглавил группу жалованных изографов – Сергея Рожкова, Федора Нянина, Никифора Бовыкина и иных «со товарыщи и ученики» – мастера создавали иконы в два придела Смоленского собора Новодевичьего монастыря – апостола Прохора и мученицы Софии. В местный ряд Софийского придела кроме прочих были написаны боковые двери – св. архидиаконы Стефан и Авив [4].
Бесспорным является факт, что лики написаны в разных манерах (Филипп более традиционен), фигуры имеют несколько разный поворот, и разную высоту (Авив выше), но совершенно очевидно, что рисунок стихарей, отличаясь в цветовом решении, полностью совпадает, блестяще воспроизводя узор турецкого бархата XVII века (см. справа подобный узор турецкого бархата XVII века из собрания тканей Сергиево-Посадского музея [5]), причем на публикуемой иконе ощущение ткани создают белильные оживки на голубовато-сером фоне облачения; близко и положение рук святых – единственно вместо ладаницы в руке Филиппа десница Авива сложена в троеперстное крестное знамение.
 Важен и тот факт, что в отличие от богатого  оплечья, поручей и ладаницы, рукава и подольник стихаря святого Филиппа разделаны значительно проще – довольно скромным узором, возможно, учениками мастера. В сравнении относительно всего стихаря довольно «бедно» прописан и орарь, который спускается не с левого (как положено), а с правого плеча и далее, согласно иконографии Филиппа, охватывает фигуру под грудью  и перебрасывается через  руку. 
Интересно то, что в современной публикуемой иконе стенописи жертвенника Троицкого собора Ипатьевского монастыря (выполненной в 1684 году артелью из 19 иконописцев под руководством Гурия Никитина), диакон Филипп изображен в зеркальной, относительно публикуемого Филиппа позе, держащей ладаницу в левой руке и кадило в правой (как и положено), также и орарь переброшен не с правого плеча, а с левого, как и следует носить орарь диаконам [3, с.115].
«Живоподобная», «фряжская» манера письма лика заключается в особых приемах построения и лепки головы способом многослойной плави, которой виртуозно владеет автор публикуемой иконы.
Усложнением  техники иконописи последователи и ученики школы Оружейной палаты стремятся расширить ее возможности. Вооруженные методом, позволяющим добиваться тонкой нюансировки, иконописцы приобретали уверенность в своих поисках выражения психологического состояния образа. В «личном» последователи «фрязи» добивались сложных эмоциональных интонаций. Под видом поистине внеземного спокойствия и бесстрастности в лике Филиппа пробиваются нотки торжественности, а также благожелательности, сочувственного внимания и доброты – всего того, что способствовало расширению контактов со зрителем. 
В образе диакона Филиппа изограф сумел создать репрезентативное произведение, отвечающее духу времени – с легкостью воспроизведена драгоценная ткань стихаря, создана иллюзия пышности и поистине царской роскоши. Богатство, как отблеск драгоценного сияния Царствия Небесного, с любовью и без принуждения изливается щедрой кистью художника на икону-картину, опровергая представления об ограниченных возможностей темперной живописи. Иконописец оживляет статичный образ поворотом фигуры, он умеет вдохнуть в лик черты жизненности, особенной трепетности, благодаря необычайной тонкости, нежности и уверенному мастерству письма. 
Данный образ и икона Богоматерь Знамение (каталог № 2), происходят из одного иконостаса: их объединяет одинаковое происхождение, одно время исполнения, одна школа и одинаковый, совпадающий цвет фона.
Необходимо отметить, что данная икона является одной из наиболее ценных в коллекции музея и  уже более четверти века находится в постоянной экспозиции.  

Литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Ульяновск: ТОО «Стрежень», 1997, – 1376 с.
2. Жития святых, Месяц октябрь, 1997, С. 242-244
3. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря, т.1, М.: Северный паломник, 2008, – 288 с.
4. http://rus-ico.ru/artists/z/zubov_fyodor_evtihiev_ustujenec/index.shtml.
5. http://www.musobl.divo.ru/coll_tkani.html.

Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе



Вернуться к списку экспонатов