Цветовая схема:
Размер текста:

Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы

Основа - начала XVIII века, тотальная запись конца XIX века.
Дерево, паволока, левкас, темпера;
латунный оклад на полях.
31 х 24 х 3 см.
КП 5249/1
Поступила в музей в 1984 году.
Приобретена у жителя г. Саранска.
Реставрирована и датирована в В/О «Союзреставрация» СНРПМ-2, уч. № 1
с 16.05.1985 года по 21.10.1987 года
Е.В. Любимовой и М.В. Волковой

«В основу сюжета иконы положен рассказ из Жития Андрея Юродивого (IX-X вв.) о чудесном видении, которому он стал свидетелем во Влахернском храме Богоматери в Константинополе, где, по преданию, находилась риза Богородицы, присланный из Святой Земли. Греческий житийный текст был переведен на Руси в XI-XII веках. В нем рассказывается, что однажды, когда столице Византии угрожали сарацины, блаженный Андрей молился во Влахернском храме об избавлении от нашествия иноверцев» [1,с 210]. Вместе с ним был «ученик» – отрок Епифаний. Во время всенощной службы они увидели Богородицу в окружении сонма святых. По сторонам от нее пребывали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Войдя в храм, Богоматерь молилась перед алтарем, а затем простерла свой покров над молящимися в знак своей защиты.

Другим источником иконографии «Покрова» стало так называемое «еженедельное чудо», происхо­дившее во Влахернском храме и описанное во многих средневековых текстах разного времени (в част­ности, о нем сохранились упоминания русских паломников XII-XIV веков). Каждую пятницу перед всенощной службой в этой церкви чудесным образом – «без всякого содействия, сам собою и божест­венным чудом» – приподнимался покров, закрывавший изображение Богоматери в алтаре. Он оста­вался поднятым в течение всего богослужения и опускался в субботу утром, по окончании всенощной [2, с. 57-100].

«Принято считать, что праздник Покрова Богородицы, неизвестный в Византии, был установлен на Руси в 1160-х годах при князе Андрее Боголюбском и отмечается 1 октября (14 по новому стилю). С ним связывались идеи заступничества Богоматери за человеческий род и за русскую землю. Основные иконографические варианты этого сюжета – среднерусский и новгородский, сформировались еще в XIV веке. В первом изводе Бого­родица сама держит покров, а в нижней части композиции, в центре, представлен Роман Сладкопевец с молящимися святыми по сторонам. Для новгородского типа иконографии характерно изображение Богородицы в позе Оранты, с симметрично поднятыми в молении руками; покров над нею простирают ангелы. Еще выше представлена полуфигура благословляющего Христа, а по обе стороны от Богоматери – лики ангелов и святителей. Внизу изображены Царские врата храма с предстоящими святыми: Иоанном Предтечей с апостолами (слева) и Андреем Юродивым с Епифанием и мучениками (справа)» [1, с. 210].

На публикуемой иконе эти изводы объединены, что характерно для многих поздних произведений. В центре композиции на фоне пятиглавого храма в мандорле, поддерживемой ангелами, представлена Богоматерь с воздетыми руками, держащая покров, что соответствует среднерусскому изводу. Уникальной особенностью иконы является то, что над Богоматерью, согласно новгородской традиции, распростерт еще один покров, который держат два ангела, а над ним в медальоне представлена полуфигура благословляющего обеими руками Христа, – таким образом, на иконе изображено целых два покрова, что делает данный памятник уникальным среди иных произведений на данный сюжет.

По сторонам от Богородицы на облаках стоят в три ряда святые. В первом ряду – Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, а также фигуры апостолов и святителей. Во втором ряду находятся святители и мученики, в третьем – праведные, преподобные и юродивые.

Внизу, под облаками, в «церкви земной», в центре иконы, представлен Роман Сладкопевец, прославленный гимнограф VI века. Он стоит на амвоне с развернутым свитком в руке, на котором написано начало текста его молитвы: «Дево днесь» («предстоит в церкви и с лики святых невидимо Богу за ны молится непрестанно…») [4]. Преподобный Роман изображен в этой композиции как творец кондаков в честь Богоматери, чудесным образом получивший от нее дар песнопения. Кроме того, по церковному календарю его память отме­чается в один день с праздником Покрова Богоматери. Слева от него представлены константинополь­ский патриарх, окруженный молящимися и представителями церковного клира. Далее в красной нише представлены мужская и женская плохо сохранившиеся фигуры, возможно, по аналогии с другими иконами, что это император Лев VI Мудрый (886-911) и его супруга. Справа от Романа Сладкопевца – Андрей Юродивый, который указывает рукой на явившуюся Богоматерь стоящему рядом с ним Епифанию, за ними в зеленой «палате» изображена Богоматерь, явившаяся к ложу некоего больного, голова которого сохранилась лишь фрагментарно.

Иконография данного памятника имеет ряд особенностей, характерных для поздних произведений. В отличие от икон более раннего времени, в ней нет соблюдения иерархии чинов «Небесной Церкви» – апостолы, мученики и святители изображены вместе. Благодаря этому в композиции особенно ясно звучит тема покровительства Богоматери всему человеческому роду, находящая соответствие в тексте праздничной службы: «Освящается небо и земля, церкви же светится и людие вси веселятся. Се бо Мати Божия, со ангельскими воинствы, с Предтечею и Богословцем, с пророки же и апостолы, невидимо вшедши, за христианы молится Христу…» [3].

Икона отличается стройностью и продуманностью композиции в целом. В центральной, наиболее сакральной зоне, фигура Богоматери с покровом над народом соотносится с образом храма, символизирующего Небесный Иерусалим. Очевидно и композиционное деление на церковь Небесную и земную.

В колорите иконы варьируются тона и оттенки зеленого, разнообразных охр, коричневого, красного, красноватого, что создает праздничность и торжественность данному произведению.

Однако первоначальная живопись промыта очень основательно, авторскому слою нанесен большой ущерб при прописях и поновлениях XIX века. Утрачена значительная часть левкаса вдоль нижнего поля.

Данный памятник можно смело отнести к среднерусскому искусству обозначенного периода.

Литература: 

1.       Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2006, – 448 с.
2.       Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1914-1915, Т.2. – 268 с.
3.       http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/ppb02.shtml
4.       http://bogoslovy.ru/troparip.htm/

Д.В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе

Вернуться к списку экспонатов