В Мордовском республиканском объединённом краеведческом музее имени И.Д. Воронина к VIII съезду Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа откроется выставка «Широкие праздники, красивые наряды. Келей покшчитне, мазый оршамотне. Кели илатне, мазы щапне», посвящённая календарно-обрядовым праздникам мордвы и русских, проживающих на территории мордовского края. Традиции и обычаи Покрова, Дома девичьего пива, Рождества, Масленицы, Пасхи, весенних аграрных молений мордвы, Троицы, Спасов будут представлены через традиционный костюм, украшения, иконы и атрибуты, олицетворяющие православные праздники, предметы быта, и фотографии конца XIX – нач. XX веков.
Традиции мордовского и русского народа уходят своими корнями в далёкое прошлое. И те из них, которые сохранились, собирались по крупицам и дошли до наших дней, – бесценны не только для нынешнего поколения, но и для будущих поколений. Насколько мудрыми были наши предки, если до сих пор многое из того, что мы знаем, актуально и присутствует в современной жизни и быту.
Старинный календарь представлял собой череду сменяющих друг друга будней и праздников. При этом на долю праздников приходилось около 74 дней. Одна только Пасха праздновалась целую неделю.
Несомненно, что Покров, Рождество Христово, Пасха самые большие и значимые праздники для православного русского и мордовского народа, но немаловажную роль в прошлом играли и древние обряды.
Праздники в старину справлялись весело, с выдумкой. Каждый сопровождался определёнными традициями, атрибутами, действиями. В них принимали участие, как взрослые, так и дети.
На Покров, 14 октября, в мордовских деревнях и сёлах разыгрывалось целое театрализованное представление. В нём принимали участие все жители села. Для действа выбирали Покров-бабу - пожилую женщину, которая надевала вывернутую наизнанку шубу, обувала лапти, на шею вешала пучок пеньки, из неё же делала бороду, садилась верхом на палку и в таком виде ходила из дома в дом.
Тейтерень пия кудо — девичий дом пива. Осенний молодёжный праздник мордвы, который начинался с Покрова и продолжался две недели. Девушки, достигшие брачного возраста, в течении этого времени собирались в специально нанятом доме, топили печь, готовили угощения, варили пиво. С собой приносили рукоделия и показывали мастерство в вышивке, прядении, изготовлении одежды, украшений. Девичий праздник завершал весенне-летний цикл молодёжных гуляний, во время которых молодые люди и их родители присматривали будущих супругов.
На Рождество Дети и взрослые обязательно ходили по деревне и исполняли песни-колядки, желали хозяевам добра и счастья, разыгрывали сценки о рождении Христа. За Рождеством начинались Святки, они длились 2 недели. В эти дни молодые люди ходили по деревне, переодетые в костюмы, их звали Ряженые. Они пели и плясали, славили хозяев и желали счастья.
Масленица – это праздник в честь возрождающегося по весне солнца. «Кончилась, Зима, власть твоя». Длился праздник 7 дней. На Масленицу обязательно ходили в гости и наедались блинами и пирогами.
Пасха – праздник длился неделю, сроки его проведения каждый год вычисляют заново, по лунному календарю. На Пасху люди красили яйца, пекли куличи, готовили творожную пасху, всё это освещали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы.
Троица – последний весенний праздник, олицетворяет собой конец сева. До принятия христианства мордовские крестьяне совершали обряды, способствующие хорошему урожаю, благополучию в хозяйстве, здоровью людям и скоту. Центральным образом в проведении торжеств была берёза. Троицкую берёзку в песнях называли «летним днём» – кизонь ши, который девушки «приводили» в деревню. Молодые девушки украшали деревце цветными лентами и бантами. Затем берёзку ставили в центре села. Возле неё водили хороводы, пели песни.
В августе три важных православных дня: Медовый, Ореховый и Яблочный Спасы – это одни из самых древних религиозных праздников. В христианской традиции они связаны с библейскими сюжетами.
Первый Спас проходит 14 августа, тогда начинает зреть урожай и пасечники собирают мёд. От этого и произошло название праздника.
В Медовый спас принято освещать мёд в церкви. Во времена Древней Руси пасечники старались как можно быстрее заломать соты, чтобы пчёлы соседей не украли урожай. Также 14 августа пекли медовые пряники и угощали ими гостей.
На Яблочный Спас, 19 августа, в храм несли яблоки и просили Бога благословить их. Хозяйки пекли яблочные пироги.
Все представленные на выставке календарно-обрядовые праздники отмечаются в Мордовии и сейчас. Хотя многие из них по прошествии времени трансформировались.
В 2004 году в Мордовии были учреждены республиканские национально-фольклорные праздники: мокшанский – «Акша келу» (Белая береза), эрзянский – «Раськень озкс» (Родовое моление), татарский – «Сабантуй» (Праздник плуга) и русский «День славянской письменности». Их цель – сохранение, возрождение и развитие национальных традиций, национальных видов спорта и укрепление межнациональных отношений.
В рамках выставки состоятся игровые мероприятия, лекции и мастер-классы:
1. Игровое мероприятие «От Покрова до Рождества». Рассказ по выставке об осенних и зимних календарных праздниках мордвы и русских. Народные игры, забавы осенне-зимнего цикла (обрядовые песни, колядки, гадания).
2. Лекция «Православие и народные традиции». Рассказ с презентацией о влиянии народных традиций на православные праздники.
3. Игровое мероприятие «Весна красная, а лето страдное». Рассказ по выставке о весенних и летних календарных праздниках мордвы и русских. Народные игры, забавы весенне-летнего цикла (хороводы, заклички, молодёжные гуляния).
4. Лекция «Одежда в обрядах». Рассказ с презентацией о значении костюмного комплекса в обрядовой культуре мордвы и русских.
5. Цикл мастер-классов «Подружка и помощница» о значении народной куклы в обрядовой культуре русских и мордвы.
Запись на мероприятия – по телефону: 39-14-89.
Доступно посещение по «Пушкинской карте».