С 12 мая в Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее им. И. Д. Воронина работает мультимедийная выставка «Патриарх Никон», посвященная 420-летию со дня рождения прославленного Московского патриарха и церковного реформатора. На выставке представлены копии документов и гравюр XVII в., а также репродукции картин художников. Представленные слайды повествуют о всех этапах жизни Никона – от восхождения к вершинам духовной власти до ссылки в далекий монастырь.
Основным источником о ранней биографии Никона является его житие, написанное иподьяконом И. Шушериным вскоре после смерти Никона (в начале 1680-х гг.).
Будущий патриарх родился в мае 1605 г. в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом. При крещении мальчика нарекли Никитой, в честь преподобного Никиты Столпника, его память совершается в церкви 24 мая. Родителями Никиты были простые крестьяне, отец Мина и мать Мариама.
Подростком Никита покинул отчий дом и поступил в Макарьевский Желтоводский монастырь. Принял монашеский обет с именем Никон, на Соловках, в 1643 г. Никон стал игуменом в Кожеозёрском монастыре. В 1646 г. как игумен приехал в Москву для сбора пожертвований. Встреча с молодым московским государем Алексеем Михайловичем стала ключевым событием в жизни Никона. Царь назначил его архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых. В 1649 г. Никон был избран митрополитом Новгородским. В 1652 г., после смерти патриарха Иосифа, царь предложил кандидатуру Никона на патриарший престол. И. Шушерин, в биографии Никона опирался на воспоминания самого патриарха и лиц из его окружения. Известно предание о татарине или мордвине, предсказавшем Никите патриаршество.
С именем Никона связанна Церковная реформа, которую он начал внедрять с 1653 г. Реформа вызвала раскол Русской церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений. Введенные Никоном изменения в рукописные церковные книги, как и вмешательство нового патриарха в установленный обряд богослужения, стали основой массового недовольства его деятельностью. Церковный собор 1666 г. лишил Никона патриаршества и сослал его в отдаленный Ферапонтов монастырь, затем он был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь.
Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Никону его сана и просил его вернуться. 17 августа 1681 г. по пути в Москву Никон умер. Он был погребен с почестями в основанным им Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря.
Как глава Русской Православной Церкви, Никон всячески поощрял церковное строительство. По благословению патриарха Никона на территории мордовского края в XVII в. создавались Краснослободский Спасо-Преображенский, Кадомский Новотроицкий и Атемарский Вознесенский монастыри. Никон предпринял ряд мер по христианизации мордовского народа в районах, смежных с Нижегородской и Рязанской епархиями.
Вопрос о национальности Никона привлекал и привлекает пристальное внимание исследователей. В литературе существует предположение о мордовском происхождении Никона. Впервые это мнение высказал, писатель П. И. Мельников-Печерский в «Очерках мордвы», изданных в 1867 г. Автор пишет: «Никон сам был мордовского происхождения, сын обруселого мордвина Мины, крестьянина села Вельдеманово».
В 1665 г. Никон в Новом Иерусалиме встречался и беседовал с Н. Витсеном, известным голландским ученым, автором трактата «Северная и Восточная Тартария». Рассказ об этой беседе помещен под заглавием: “Записка о небольшой поездке, совершенной мною, во время нашего пребывания в Москве, в Новый Иерусалим, где живет его святейшество патриарх российский”. Н. Витсен подробно описывает внутреннее убранство церквей и виденное им патриаршее богослужение. Он также описывает внешность Никона: «…Выражение лица у него сердитое, он крепкого телосложения, довольно высокого роста, краснолицый и угреватый. Ему от роду шестьдесят четыре года». Трактат содержит специальный раздел, посвященный описанию жизни мордвы и особенностей мордовских языков. В конце раздела дается голландско-мордовских словарь из 325 слов. В литературе утвердилось мнение в том, что именно встреча с Никоном позволила Н. Витсену записать ряд мордовских слов. Их знание косвенно указывает на мордовское происхождение Никона.
Сторонники мордовского происхождения Никона, опираются также на месторасположение его родины – села Вельдеманово (ныне г. о. Перевозский Нижегородской области), в котором издавна проживала мордва. Сам Никон на соборе 1656 г. сказал о себе: «Я русский и сын русского, но мои убеждения и моя вера – греческие».
Мордовская земля сохраняет память о патриархе Никоне. Этой теме посвящен последний раздел нашей выставки, где собран материал из фондов музея. Образ и жизнедеятельность Никона воссоздан в романе заслуженного писателя Республики Мордовия А. М. Доронина «Тени колоколов», изданного в 1996 г. на мордовском (эрзянском) языке.
В 2003 г. мордовским композитором М. Н. Фоминым, в традициях национального музыкального искусства, написана опера «Патриарх Никон». Основная идея оперы – показать Никона не только как религиозного и государственного деятеля, но и как человека, непоколебимо верящего в торжество своих убеждений.
28 мая 2005 г., в год 400-летия со дня рождения патриарха Никона, на его родине, в селе Вельдеманово был поставлен памятный знак из черного гранита с надписью: «Поклонный крест его Святейшеству Патриарху всея Руси Никону от мордовского народа». Эскиз поклонного креста был разработан мордовским художником А. С. Алешкиным. На церемонии открытия присутствовала официальная делегация из Мордовии, в сельском доме культуры работала выставка мордовского костюма из фондов МРОКМ им. И. Д. Воронина.
5 августа 2006 г. канун 325-й годовщины со дня смерти патриарха Никона в Саранске был торжественно открыт и освящён патриархом Алексием II памятник Никону. Автор монумента – народный художник Республики Мордовия Н. М. Филатов.
В 2020 г. компания ООО «Ростр» из Саранска изготовила сувенирную модель памятника Никону, которая была передана в фонды музея.