Цветовая схема:
Размер текста:

XXI федеральный Сабантуй в Мордовии – символ нерушимости традиций

Народные праздники, пришедшие к нам из глубины веков, наглядно иллюстрируют неразрывную связь поколений. Они стали олицетворением добрососедства и межнационального общения народов мультикультурной России. Один из таких праздников – традиционный татаро-башкирский семейный, спортивный и трудовой праздник Сабантуй. С тюркского «сабан» переводится как плуг, а «туй» — свадьба или праздник в широком смысле, а все слово целиком означает «тожество плуга». Считается, что празднику не менее тысячи лет, и когда-то первые земледельцы посвящали его окончанию пахоты и посевных работ. С приходом ислама языческие традиции начали ослабевать, но земледельческий праздник плуга пережил века.

С 2001 г. в России проводится федеральный Сабантуй, и каждый раз для него выбирается новая площадка. В 2022 г. он стартовал 18 июня в Ульяновске, а всего в этом году его отмечают 58 российских регионов. Мордовия примет эстафету XXI федерального Сабантуя уже 1 июля в Лямбире, а основные мероприятия праздника пройдут 2 июля в селе Аксёново.

На территории РМ проживает один из субэтносов татар Среднего Поволжья и Приуралья – мишари, третий по численности народ Мордовии. Больше всего мишарей живет в Саранске – более 15 тысяч человек, далее идет когда-то считавшийся татарским национальным Лямбирский район – почти 11 тысяч, около 5 тысяч представителей этой национальности проживают в Рузаевском и Ромодановском районах, около полутора тысяч человек – в Темниковском районе. Есть татарские семьи в Большеберезниковском, Атяшевском, Ичалковском, Старошайговском районах.

Сотрудникам Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д. Воронина собран уникальный материал, рассказывающий о традициях, национальном костюме и бытовой культуре мишарей. Так, в 1920-е годы результатом поездок сотрудников по Лямбирскому району стало поступление в фонды около десятка предметов женского костюма: головной убор «калфак», налобная повязка «ука битлек», полотенчатые головные уборы «тастар» и «марама», накосник, камзол. В 1938 г. в Мордовский музей родного края из Казанского центрального музея было передано на постоянное хранение 37 предметов, в том числе и 4 медных кумгана.

Результатом экспедиции 1986 г. в Инсарский район Мордовской АССР стал самый объемный и разноплановый материал за всю историю музея: детали женского костюма (камзолы, шали, платки), обувь, женские наручные украшения, полотенца для оформления интерьера. Самые интересные приобретения – украшение для волос «тамир танке» с монетами и наручные браслеты с гравировкой «беләзек», предположительно, местного производства.

Увидеть некоторые из этих уникальных предметов вы можете на выставке из цикла «Сокровища нации» в рамках Года народного искусства и нематериального наследия народов России. Выставка приурочена к проведению XXI федерального Сабантуя, и дополнена фотоматериалами по истории праздника.

Ученые не пришли к единому мнению о происхождении сабантуя: одни полагают, что он пришел в Поволжье от монголов, другие – что зародился в Волжской Булгарии, государстве, которое существовало на территории Среднего Поволжья в X-XIII веках. Но сегодня ответ на этот вопрос не так важен, важна главная идея «Сабантуя-2022» – нерушимость культурных и духовных традиций нашей общей Родины.


И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии

Вернуться к списку новостей