Цветовая схема:
Размер текста:

Витрина «Весенне-летние праздники. Троица»

Витрина «Весенне-летние праздники. Троица»

Витринный комплекс «Троица» в преддверии 105-летия музея дополнен новыми предметами – серебряными украшениями из коллекции МРОКМ имени И.Д. Воронина, которые придают представленному в витрине мокшанскому костюмному комплексу ещё более торжественный, праздничный вид.

Праздник Святой Троицы – один из самых почитаемых и любимых праздников, пришедших на мордовскую землю вместе с православием. В народной традиции он считался и праздником молодёжи, поэтому его особо отмечали молодые девушки. После праздничной службы в церкви в селах начинались гуляния с хороводами, играми, угощением.

Комплекс «Троица» в экспозиции зала этнографии представлен девичьим праздничным костюмом, бытовавшим в селах Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне – территория Зубово-Полянского района Республики Мордовия): Каргашино, Жуковка, Вадово Селище в конце XIX – начале XX вв.

На праздник девушки надевали самые лучшие, самые дорогие наряды, которые доставали из долблёных липовых сундуков «шувамня». Поверх широкой, щедро вышитой рубахи «щам» надет передник с рукавами – запон. Его передняя часть доходит до середины бёдер, а спинка лишь прикрывает лопатки. Изначально запон был рабочей одеждой и не имел декора. К 1920-м гг. он стал частью праздничного молодёжного костюма. Сшитый из отбеленного льняного или хлопчатобумажного холста, он щедро украшен вышивкой крестом, расположенной по подолу и краям рукавов. Вышивка в «народном» стиле по городским узорникам (печатным образцам) была широко распространена в селах.

Рубаха подпоясана тканым поясом и поддёрнута до колен, образуя напуск. К поясу крепятся украшения. Вышитая мелким разноцветным бисером полоса с кистью из шёлковых нитей разного цвета с блесткой на конце каждой нити – «пояз». Края полосы отделаны «кумбрят» – раковинами каури. Такая же, но более короткая, полоса называется «сёкт». Сбоку через пояс перебрасывается подбирается красивыми складками «кеск руцят» – зелёный шерстяной кушак.

На груди щам застегивается заколкой «сюлгам». Сюлгам состоит из медной пряжки «сюлгам-кучка» в виде треугольного медного щитка с подвижной иглой. К щитку крепится трапециевидная медная пластина, декорированная бисером и серебряными монетами.

В комплексе шейных украшений выделяются плетеные из мелкого бисера ожерелья «кргавкс» и гайтан с крестом «крест ведьме». Обязательным было и длинное ожерелье «щафтома» из бусин и монет, с крупным серебряным крестом, или без него.

Голову девушки покрывает дорогой шёлковый платок, двумя углами завязанный на лбу. Поверх него – расшитая бисером повязка «звязка» с лентами, закрывающими косу.

И.Н. Кудашкина, заведующий отделом этнографии

Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")