Кизэ, сак, сак! (Лето, приди, приди!)
Лембе тундо, тук, тук! (Весна, уйди, уйди!)
Сетьме пизиме кант, кант! (Принеси нам теплый дождь!)
Тусто сюро макст, макст! (Вырастет густая рожь!)
Задолго до принятия христианства в аграрных традициях мокши и эрзи большое значение имели обряды, связанные с земледельческим циклом: пахотой, севом, ожиданием и уборкой урожая. Весеннюю страду завершал ряд больших общинных молений, которые проходили в начале июня, после окончания посевных работ. Они были залогом хорошей погоды, богатого урожая, благополучия в хозяйстве. Вместе с тем, оказывали почтение и предкам: всем родом ходили на кладбища, молились, приносили угощение для совместной трапезы.
С православием в жизнь мордовского населения прочно вошёл праздник Троицы, который принёс с собой новые, христианские, традиции. При этом в народном сознании стойко сохранялась древняя языческая обрядность, призванная повлиять на рост посевов, прежде всего, ржи, пшеницы, овса.
Плодородие земли и расцвет растительности всегда были связаны с женским началом, поэтому важнейший обряд этого цикла – «бабань каша» (м., э.), в котором участвовали только женщины, стал одним непременных атрибутов троицкого обрядового комплекса.
Одним из главных поминальных дней стала суббота накануне Троицы. С давних времён до сегодняшнего дня Родительская суббота собирает весь род на «лемень кундамо» (э) – поминки, которые проходят на кладбищах. Кресты украшают зелёными ветвями. На могилы приносят брагу, вино, яйца, мёд, пшённые драчёны, блины. Каждый родственник берёт обмазанный мёдом блин и поминает умершего. Сохранился обычай раскладывать на могиле недавно усопшего его вещи: рубаху, штаны, шапку, обувь, говоря при этом: «Вот, здесь всё твоё. На том свете после бани сменяй одежду».
Главным атрибутом праздничной недели стала свежая зелень. И сегодня с вечера субботы ветками берёзы, клёна украшаются наличники домов, двери, крыльцо, пол в комнатах устилается охапками свежей травы; празднично убираются зеленью церкви.
Неделя после Троицы в сёлах была праздничной: с угощениями, играми, хороводами, в которых участвовала вся молодёжь села. Девушки ходили на гулянья в венках из листьев, цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами и вплетали их в косу. В воскресенье все собирались на последний обряд троицкого цикла – «Тундонь ильтямо» (э.), «Тундань ильхтема» (м.) (проводы весны). Участники обряда с песнями, играми, шутками, плясками, ряжеными проходили через всё село. Образ Весны, которая олицетворяла дух растительности, в разных районах Мордовии выражали по-своему. Это могла быть нарядно украшенная берёза, самая красивая девушка села или девочка в венке, которую несли впереди процессии, или чучела из ветвей, трав, цветов с элементами женского костюма – «потишкат».
Обряд заканчивался на ржаном поле или у речки. Здесь березку и ритуальный венок Весны разламывали и бросали, ряженые раскидывали цветы и ветви со своих костюмов, разрывали на части чучела, чтобы передать посевам и воде плодоносящую силу растений. Девушки бросали в реку свои венки, загадывая на будущее.
Народные традиции, пришедшие к нам из глубины веков, нашли своё место и в современном мире. В селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района в день Троицы проводится ежегодный фестиваль «Акша келу» (Белая береза), который с 2004 года указом Главы Республики Мордовия утверждён в статусе республиканского национально-фольклорного праздника.