Цветовая схема:
Размер текста:

«Третий Спас хлеба припас»

«Третий Спас хлеба припас»

В церковном календаре 29 августа обозначено как Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Произошло это событие в далёком 944 году. По повелению византийского императора Константина Багрянородного образ Христа был выкуплен у эдесского эмира и с великими почестями перенесён в Константинополь.

Согласно восточному, наиболее древнему, преданию о Нерукотворном образе (Мандилион, образ Спаса на плате), которое прослеживается с первой половины IV в., больной царь Эдессы Авгарь V Уккама послал к Христу живописца Ананию с письмом, в котором просил исцелить его. Анания хотел изобразить лик Христа, но безуспешно. Тогда Господь умыл своё лицо и отёр его убрусом (полотенцем), запечатлев на нём свой образ. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.

Чудотворная икона Спаса Нерукотворного в Саранске имела устоявшееся с XVII века название Всемилостивого Спаса (Саранского) и находилась в главном соборе города – Спасском; Престольный праздник Спасского собора и Саранского Всемилостивого Спаса приходился именно на 29 августа.

В народном календаре этот день известен как Третий Спас (после Медового и Яблочного), Спас на полотне или Ореховый, так как к этому времени поспевали лесные орехи, приносимые на освящение в храм. Подготовка запасов орехов играла важную роль в поддержании здорового рациона на протяжении долгих зимних месяцев.

Орехи служили ценным источником витаминов и питательных веществ, необходимых в холодное время года. Их запасали ‒ сушили и хранили в прохладных помещениях. По сравнению с другими орехами лещину можно хранить долго – до четырёх лет.

Ещё одно наименование праздника ‒ Хлебный Спас: в этот день пекли пироги из зерна нового урожая, святили рожь на озимые со словами «Спас ‒ на полотне, а хлебушко ‒ в гумне».

В традициях праздника была и чистка к осени целебных источников; крестьяне пили родниковую воду, обходили колодцы. На Третий Спас устраивали ярмарки, продавали холсты и полотно, поэтому Спас называют ещё и Холщовым. На продажу выносили всё, что только можно, оттого и поговорка: «В Третий Спас торговец денег на зиму припас».


Народные приметы:

- Если много орехов уродилось ‒ жди крепкой зимы.

- Если птицы начинают улетать клином ‒ значит, осень пришла окончательно.

- Гроза на Ореховый Спас предвещает тёплую осень.

- Если в текущем году уродилась пшеница, то в следующем жди богатого урожая орехов.


М. Н. Седова, научный сотрудник отдела этнографии


Иллюстрации:

1. Саранский Всемилостивый Спас, Спасский собор (из фондов МРОКМ).

2.  Единственное изображение чудотворной иконы Всемилостивого Спаса (из фондов МРОКМ).

3. Саранская ярмарка. Рис. академик Н. Дмитриев-Оренбургский, грав. Э. Даммюллер (из фондов МРОКМ).

4. Лесной орех, лещина. 



Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")