В начале Великой Отечественной войны экспозиция музея была разобрана и в августе 1941 года здание Трехсвятской церкви, в которой музей находился с 1935 года, было передано военному ведомству. Ушел на фронт директор краеведческого музея Георгий Ильич Беззубов (1905 – 1974), затем научный сотрудник Серафим Петрович Вернер (1903 – 1943). Директором был назначен старейший сотрудник музея Дмитрий Давыдович Ануфриев (1888 – 1956). О музейных трудностях того времени рассказывает его отчет, направленный в Управление политпросветработы РСФСР 27 февраля 1942 года: «В первые дни войны были взяты на фронт директор, его заместитель и другие сотрудники, здание музея передано военному ведомству. По ходатайству наркома просвещения МАССР т. Молина Н.Н. для музея отвели в центральной библиотеке один зал». А фонды музея, около 10 тысячи единиц хранения, разместили в неприспособленном помещении находившейся рядом «Пугачевской палатки» - бывшей хозяйственной постройки и в сарае во дворе церкви. Это стало предметом постоянного беспокойства директора, который неоднократно обращался в военкомат, к начальнику гарнизона, командиру размещенного в Саранске артполка с просьбой «срочно принять меры о прекращении хищения музейного имущества частями, находившимися в здании музея». К сожалению, именно в эти годы пострадали или были утрачены отдельные экспонаты музея.
Не имея стационарной экспозиции, сотрудники принимают активное участие в организации выставок. В 1942 году в библиотеке была размещена постоянная выставка «Мордовия в борьбе против немецко-фашистских захватчиков».
20 мая 1942 года в здании изостудии г. Саранска открылась 7-я республиканская художественная выставка «Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков», в которой участвовали и эвакуированные из Москвы, Пскова, Ленинграда художники – С.А. Богданов, Н.А. Гиппиус, М.И. Фейгин, Е.В. Ильин, И.Н. Пал, Е.В. Байкова и другие. Комиссия в составе начальника по делам искусств при СНК МАССР А.Л. Киселева, директора Республиканского музея Д.Д. Ануфриева и ответственного секретаря ССХ МАССР С.В. Солдатова, просмотрев живописные и графические произведения выставки, рекомендовала приобрести 38 работ на сумму 28 450 рублей, в том числе картины Д.Д. Ануфриева – «Богатыри» и «Проводы в Красную армию».
Передвижные художественные выставки также работали в военкомате и госпиталях. В музейной документации сохранился акт от 11 сентября 1942 года: «Мы, нижеподписавшиеся, и.о. директора Ануфриев, научный сотрудник Руткевич и зав. клубом госпиталя № 4662 Пивоварова М.В. составили акт в том, что краеведческий музей дает во временное пользование госпиталю картины и портреты художников Мордовии: портреты Сталина и Ворошилова, картины: Богданов «Рассказ о семи повешенных в Волоколамске», Ильин «Противотанковое ружьё», Ильин «Минометный расчет», Фейгин «Работа санитарок в бою», «Танк в бою», «Разведка боем». Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы «Центральная» на ул. Советской. После выставки в музей поступил акварельный рисунок В.И. Масика «Саранск. Вид с балкона госпиталя», выполненный в 1942 г. Сотрудники музея проводили экскурсии, читали лекции, несмотря на военное время, не прекращалась и собирательская работа.
В военные годы музейные работники стремились собрать материалы об участниках войны и работниках тыла всеми возможными способами. Д.Д. Ануфриев не раз писал об этом С.П. Вернеру, не учитывая, как можно выполнить эту просьбу в условиях боевых действий. Из письма Серафима Петровича жене Вере от 31 августа 1942 года: «Получил от Давыдовича письмо. Старик совсем спятил и мечтает, что я соберу здесь экспонаты Отечественной войны. Экспонатов, конечно много, но до них? Он сам стал экспонатом и не представляет себе, что такое современная война. Были такие минуты, когда взрывом мины меня бросило в окоп, а другой раз разрывом снаряда меня швырнуло в овраг под мост, а там почти засыпало землей, а он - экспонат!». Позднее 16 ноября 1942 г. в письме коллегам в музей С.П. Вернер с пониманием отвечает: «Дмитрий Давыдович просит, чтобы я накопил трофейных экспонатов. Дорогие мои! Во-первых, у меня нет такой сумки, чтобы туда собирать все осколки, и во-вторых, не имею такого транспорта, чтобы за собой возить трофейные пушки и тому подобное».
Изобразительный фонд музея даже в условиях военного времени постоянно пополнялся. В 1943 году с выставки, посвященной Дню Красной Армии, для музея были приобретены картины «Шитье белья для Красной армии» М.А. Фейгина, «Изучение винтовки среди женщин» Н.В. Ерушева и другие работы. Сотрудники музея ездили в экспедиции и вели собирательскую работу. Об этом свидетельствует письмо Д.Д. Ануфриева художнику Ф.В. Сычкову от 30 декабря 1943 года: «Федот Васильевич и Лидия Васильевна, здравствуйте! Хотя писать особенно нечего, Сорокин говорит, что зайдет к Вам, то я решил воспользоваться этим и написать Вам. Прежде всего поблагодарить Вас за хорошее гостеприимство. На обратном пути из Краснослободска привез две картины Ботони, эрмитажное повторение, очень большое и натюрморт Снейдерса (подлинник), все для нашего музея».
В августе 1944 года музей вернулся в помещение Трехсвятской церкви. Сотрудники несколько недель разбирали многоярусные нары и другое оборудование, оставшееся от воинского присутствия, ремонтировали помещение. Новую экспозицию принимала комиссия в следующем составе: зам. наркома просвещения В.В. Холопова, директор НИИ социалистической культуры Г.Я. Меркушкин, научные работники института историки Н.П. Руткевич, Д.Г. Наумова, археолог П.Д. Степанов.
Комиссия, «осмотрев экспозицию музея накануне открытия предложила директору Ануфриеву произвести некоторые изменения в расположении археологического материала, картинную галерею оставить в том же виде. Комиссия считает возможным открытие музея 15 октября 1944 года». Радовались этому событию и дети, так как в отделе природы появились живая лиса и орел с перебитым крылом за кормление которых бесплатно пускали в музей.
Незадолго до конца войны (в марте 1945 г.) правительство Мордовии принимает постановление о праздновании 75-летия со дня рождения Ф.В. Сычкова и 50-летия его творческой деятельности. Одним из важных мероприятий была большая выставка художника в музее. В связи с этим событием предстоял большой ремонт: побелили здание внутри и снаружи, вокруг поставили ограду. Художник М.И. Нефедов оформил фасад здания: над входом появились рельефные изображения - щит, шлем, меч, а по краям дверей мордовский орнамент. 2 августа 1945 года в здании Республиканского краеведческого музея открылась выставка картин заслуженного деятеля искусств МАССР художника Ф.В. Сычкова. Обновленный музей стал одним из центров культурной среды Мордовии, он был первым и долгие годы единственным музейным учреждением в республике.
С.А. Телина, зав. историческим отделом МРОКМ имени И.Д. Воронина