Красная горка отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Это народно-христианский праздник.
В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос предстал перед учениками, апостола Фомы среди них не было. Услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность и пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя. Через неделю Фома встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился. Тогда Христос показал ему свои раны и предложил прикоснуться к ним. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал распятого Учителя.
На этом восьмом дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служатся литургии по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. Воскресенье после Пасхи еще называется Антипасха — «вместо Пасхи».
В народной традиции праздник был связан с приходом весны, с яркими тёплыми лучами солнца, с обновлением природы, с таянием последнего снега на пригорках. Люди собирались на возвышенности, встречать весну-красну. Место, где проходило гуляние, украшали разноцветными лентами. На зелёной травке зацветали первые цветы, на деревьях молодые листочки распускались. Все приходили нарядными – в праздничных, красных одеждах. Хороводы водили, песни пели, крашеные яйца катали. Красная горка, значит красивая. Отсюда и название.
На Красную горку начинался период свадеб, так как заканчивался пост и можно было венчаться в церкви.
Во многих местах в Фомино воскресенье устраивались смотрины невест. Девушки брачного возраста прогуливались по улицам в лучших нарядах. Часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье.
Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать. Считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за никудышного жениха или останется старой девой.
В Пензенской губернии в первое воскресенье после Пасхи опахивали село, чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год. В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с Казанской иконой Божией Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садились на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню, женщины возвращались на исходное место. Здесь к ним присоединялись парни и начиналось гулянье, которое продолжалось до трех часов. Затем все расходились по домам. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья останутся за бороздой и не смогут ее «переступить».
Согласно народному мнению, на красную горку можно было по особым признакам предсказать погоду, предугадать благополучие в текущем году. Многие приметы указывали на свадебные традиции. Считалось, что в этот день:
много птиц на гуляниях – к добру;
ясная погода – примета хорошего урожая и удачного года;
полагалось умываться перед иконами, чтобы высшие силы даровали благополучие, особенно денежное;
для привлечения удачи в колодец бросали монетку;
свадьбу сыграешь – будешь жить счастливо и богато.