Цветовая схема:
Размер текста:

К 170-летию со дня рождения А.О. Хейкеля

К 170-летию со дня рождения А.О. Хейкеля

Аксель Олай Хейкель (Axel Olai Heikel, 1851 – 1924) – финский этнограф и археолог, доцент университета, профессор Хельсинкского университета, «отец финно-угорской этнографии» и основатель музея под открытым небом на острове Сеурасаари (Хельсинки). Родился 28 апреля 1851 г. в местечке Брандё на Аландских островах Великого княжества Финляндского в семье священника. В 1869 году он поступил на историко-филологическое отделение Императорского Александровского университета в Гельсингфорсе/Хельсинки – старейшего и крупнейшего высшего учебного заведения Финляндии, датой основания которого принято считать 1640 г.

А.О. Хейкель живо интересовался истоками финской культуры, что привело его на кафедру скандинавской археологии. В 1890 году он участвовал в работе научных экспедиций в Минусинском крае, Урянхае и на Ольхоне, раскопках курганов у городов Тюмень и Курган, а также изучал собрания сибирских музеев.

Научные изыскания привели ученого к серьезному увлечению этнографией, чему немало способствовали коллекции финских древностей в музее Хельсинкского университета, существенная часть которых была собрана студентами в краеведческих поездках: с 1870-х гг. они вели серьезную собирательскую работу по материальной культуре финнов.

После этнографических экспедиций по Финляндии и Карелии Хейкель счел необходимым расширить круг научных интересов, обратившись к финно-угорским народам Среднего Поволжья и Приуралья. Первая поездка состоялась летом 1883 г. Ученый изучал материальную культуру мордвы, марийцев и удмуртов в музеях Казани, а также выезжал в мордовские села Тамбовской губернии. В экспедиции 1884 г. по Нижегородской и Самарской губерниям вместе с ним принял участие художник Агатон Рейнгольм.

В 1887 г. А.О. Хейкель защитил докторскую диссертацию, посвященную сравнительному анализу народного зодчества марийцев, мордвы, эстонцев и финнов. В Гельсингфорсе вышла его книга «Постройки черемисов, мордвы, эстов и финнов», изданная на финском языке и позднее переизданная на немецком. В ней рассматривались типы жилья мордвы, удмуртов, горных и луговых мари, карелов и финнов северо-западных и поволжских губерний Российской империи. В 1889 г. Хейкель стал доцентом Хельсинкского университета, где впервые появился курс по этнографии финно-угорских народов.

Учебные заведения и научные общества Казани стали для Хейкеля опорной базой в экспедициях 1885 – 1886, 1902 и 1910 гг. Первым помощником ученого стал выпускник Казанской учительской семинарии Макар Евсевьевич Евсевьев, ставший одним из основателей мордовской этнографии и фольклористики. Он был переводчиком и проводником, заказывал местным мастерицам образцы вышивок, давал разъяснения по орнаменту, технике и терминологии, приобретал этнографический материал.

А.О. Хейкеля особенно интересовала старинная одежда мордвы. Он сравнивал вышитые рубахи и головные уборы с костюмом других финно-язычных поволжских народов. По мнению ученого, вышивка являлась особой и типичной чертой эрзянского и мокшанского костюма.

Скрупулезная работа с полевыми материалами и музейными коллекциями позволила Хейкелю в 1899 г. подготовить и издать фундаментальное исследование «Одежда и орнамент мордвы», которое не имеет аналогов ни в дореволюционной, ни в современной исследовательской литературе и по праву может быть названо иллюстрированной энциклопедией.

А.О. Хейкель, систематизируя мордовские орнаментальные мотивы в поисках исходных элементов, в порядке классификации дает в книге 63 таблицы технических рисунков орнамента мордвы, три таблицы рисунков простейших элементов, которые наиболее часто встречаются в искусстве многих народов мира.

312 страниц на финском и немецком языках рассказывают об одежде, сопровождая текст более чем 250 цветными иллюстрациями, на которых представлено около двух тысяч отдельных видов орнаментов мордовской вышивки. Здесь даются способы вышивания, описываются характер и схемы узоров, приводятся схемы-рисунки костюмов и головных уборов, в которых намечены крой и расположение декора, пояснения к таблицам, фигурам, отдельным знакам.

Бесценным вкладом А.О. Хейкеля в сохранение культурного наследия финнов стало его участие в создании музея под открытым небом на острове Сеурасаари, недалеко от Хельсинки. В 1909 году художник Аксели Галлен-Каллела и архитектор Юрьё Блумстедт решили спасти сооружения, находившиеся под угрозой разрушения: дворовые постройки имения Ниемеля.

Хейкель принял в этом самое горячее участие. Впоследствии он стал основателем музея и его первым заведующим. Целью Хейкеля было собрать на Сеурасаари из всех провинций страны типичные для каждой из них постройки с целью показать городским жителям традиционную культуру строительства и жизненный уклад.

В наши дни это государственный музей под руководством Музейного ведомства. Его коллекция насчитывает более тридцати комплексов и 87 отдельных построек, датированных XVII – XIX вв.

Старейшая постройка музея – деревянная церковь 1686 г. из деревни Каруна из Юго-Западной Финляндии. В летнее время церковь является популярным местом венчания, в ней устраиваются службы и концерты. Во дворе церкви из Каруны похоронены основатель музея Аксель Хейкель с супругой.

Аксель Хейкель одним из первых финно-угроведов обратился к самобытной культуре мордовского народа: ввел в научную практику этнографический материал, способствующий глубокому ознакомлению с материальной культурой мокши и эрзи широкого круга российских и зарубежных ученых. Он собрал и систематизировал обширную коллекцию, хранящуюся в настоящее время в Национальном музее Финляндии, сделал научно-теоретические обобщения, практические выводы, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени.

И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии

Вернуться к списку новостей