Цветовая схема:
Размер текста:

К 165-летию со дня рождения художника Н. С. Самокиша

К 165-летию со дня рождения художника Н. С. Самокиша

Художник и педагог Николай Семёнович Самокиш родился 25 октября (13 октября по ст. стилю) 1860 г. в городе Нежине Черниговской губернии Российской империи. В своём творчестве он часто развивал традиции батальной и исторической живописи, а на рубеже XIX–XX вв. был известен как мастер создания иллюстраций для печатных изданий.

В фондах Мордовского краеведческого музея хранится несколько экспонатов, связанных с историей художника, – письмо Н. С. Самокиша от 4 декабря
1935 г., в котором он благодарит сотрудника музея Дмитрия Давыдовича Ануфриева и весь коллектив за поздравительную телеграмму с 50-летним юбилеем, каталог с дарственной надписью от 29 декабря 1940 г., а также журнал с иллюстрацией Николая Семёновича.

Сотрудник краеведческого музея (а в дальнейшем – и директор) Д. Д. Ануфриев долгие годы переписывался и поддерживал связь со своим учителем – академиком Н. С. Самокишем, приезжал к нему в Харьков. При встречах
Д. Д. Ануфриев рассказывал историю своего народа. Он передавал легенды, которые слышал из уст отца и деда, – о мордве, сражавшейся в войсках
С. Разина на р. Алатырь. Не раз Ануфриев просил академика: «Николай Семёнович, у вас необычная сила в батальной передаче – изобразите на полотне мордву». В одном из писем Николай Семёнович сообщает: «Когда я окончу “Переход Красной армии через Сиваш”, я начну писать “Бой царских войск с войсками Степана Разина”». В феврале 1937 г. музей приобрёл картину «Бой мордвы у Ардатовской переправы с правительственными войсками под предводительством воеводы Юрия Барятинского» ‒ под этим названием работа Н. С. Самокиша и была записана при поступлении. Но в 1939 г. по неизвестным причинам картина была записана в инвентарную книгу под названием «Бой разинцев с правительственными войсками на реке Алатырь».

Данная картина экспонируется в зале дореволюционной истории музея, и её интересной особенностью является то, что Н. С. Самокиш создал её поверх старого полотна. Так, сквозь слой краски просматривается изображение знака ордена святого Георгия в виде золотого креста, покрытого белой эмалью, а также другие неразборчивые очертания и контуры. Остаётся загадкой, что именно скрывает картина; необходимо специализированное обследование, например, рентгенофлуоресцентный анализ, помогающий рассмотреть все живописные слои.

А. Н. Занкина, научный сотрудник исторического отдела

Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")