Цветовая схема:
Размер текста:

К 125-летию Л.П. Кирюкова – основоположника мордовской профессиональной музыки

Леонтий Петрович Кирюков – первый национальный композитор, собиратель и исследователь мордовского фольклора, хоровой дирижер, педагог. С его именем связано зарождение и становление мордовского профессионального музыкального искусства. 1 (13) июля 2020 года исполняется 125 лет со дня его рождения.

В МРОКМ имени И.Д. Воронина хранится личный архив композитора. В музейной коллекции - фотографии, книги, рукописные биографические материалы, воспоминания и статьи о нем, личные вещи и т.д. Все это было передано в музей его женой Анной Федоровной, которая бережно относилась к наследию мужа.

На фотографиях, переданных в музей, мы видим Леонтия Петровича с родными, с композитором Л.И. Воиновым, с художником Е.А. Ноздриным, с преподавателями и студентами Саранского музыкального училища и т.д.

Родился Л.П. Кирюков в 1895 году в деревне Пичевка Анаевской волости Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянский район Республики Мордовия). Начальное образование получил в Анаевском двухклассном училище.

Любовь к народной музыке с детства ему привила мать Анна Никитична Кирюкова. В автобиографии, хранящейся в музейной коллекции Леонтий Петрович писал: «Музыкой я интересовался с детства. Моя мать прекрасно пела мордовские народные песни. Не было у меня большей радости, как слушать мать за прялкой или вышиванием. Она своим пением научила меня любить и ценить мордовскую песню. Впоследствии от нее мною было записано много песен, вошедших в сборник, изданный в 1927 году».

Встреча с ученым-этнографом М.Е. Евсевьевым в 1908 году предопределила дальнейшую судьбу Леонтия Петровича.

В 14-летнем возрасте он поступил учиться в Казанскую инородческую учительскую семинарию. О годах учебы в семинарии Леонтий Петрович вспоминал: «Семинария была тогда в России единственной и называлась инородческой. Дело общего образования и в частности музыкального в семинарии было поставлено очень высоко. Преподаватели музыки были высоко квалифицированные педагоги, как например известный музыковед Смоленский. В семинарии я проучился четыре года. Здесь я научился нотной грамоте, чтению нот и дирижированию хором. В семинарии я помогал преподавателю пения управлять семинарским хором. Там же были начаты мной первые записи под руководством знаменитого этнографа М.Е. Евсевьева».

В 1928 году музыкант смог продолжить свое образование, поступив в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. По окончании консерватории в 1931 году он приезжает в Саранск и заведует музыкально-драматической студией. «Работы здесь было непочатый край, - писал Леонтий Петрович. - Я с полным оптимизмом начал поднимать в родной Мордовии музыкальную целину: организовал хор, принялся за аранжировку народных песен и за сочинительство советских песен».

С 1932 года по 1956 год Л.П. Кирюков работает в Саранском музыкальном училище.

Как выдающийся композитор Л.П. Кирюков оставил огромное творческое наследие, которое включает в себя песни, романсы, оперы.

Создание таких произведений, как музыка к драме «Литова», опера «Несмеян и Ламзурь», «Нормальня», дает право называть Леонтия Петровича родоначальником мордовской профессиональной музыки.

Л.П. Кирюков, работая над музыкальной драмой «Литова», в полной мере использовал свой опыт, композиторскую технику, мордовский фольклор. В этом творческом произведении появились доселе невиданные в мордовской музыке арии, дуэты, большие оркестровые сопровождения. Это было ярким событием в культурной жизни Мордовии. В 1945 году на Всероссийском смотре театральных спектаклей эта драма была отмечена первой премией.

   Завершением творческого пути композитора стала опера «Нормальня» («Клубничка»). Мысль о том, что у Кирюкова нет оперы на сюжет мордовской свадьбы, не давала покоя. И вот с 1960 года начались переговоры с Максимом Бебаном о создании либретто для мокшанской оперы. В 1962 году работа над ней была завершена. Первая постановка состоялась 19 мая 1962 года в музыкально-драматическом театре. Опера имела успех, явилась большим вкладом в мордовскую музыкальную культуру.

Жизнь и творчество Л. П. Кирюкова — пример самоотверженного труда на благо Отчизны. Его последователи и ученики, почитатели светлого, народного таланта развивают главные идеи, основные мотивы его творчества, возрождают старинные мокшанские и эрзянские мелодии как неотъемлемую часть духовной жизни народа.


Г.С. Самаркина, научный сотрудник отдела современной истории

Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")