Цветовая схема:
Размер текста:

История школьного дневника

История школьного дневника

Только, только отзвенели в школах последние звонки. Только, только вчерашние школьники приступили к сдаче государственных экзаменов, простившись со школьной жизнью, убрали в стол свой основной документ российского школьника – дневник.

Ох уж этот школьный дневник, гордость отличников и бич озорников и прогульщиков, помощник в выполнении домашних заданий и безжалостный ябеда, докладывающий родителям все замечания учителей.

А многие ли из нас задавались вопросом: как давно он существует и какими были дневники наших прабабушек и прадедушек? Вот об этом мы и хотим вам сегодня поведать.

Школьный дневник появился в эпоху Просвещения. Самой распространенной версией считается та, что он был придуман в Англии в 1789 году педагогом Рональдом Кейрманом. Тогда дневник служил только для записи домашних заданий. В России школьный дневник появился примерно в середине XIX века, когда по всей империи начали открываться государственные гимназии.

Свой, почти современный вид, дневник приобрел уже в самом начале ХХ века. Тогда он назывался «Дневникъ для записыванiя уроковъ» и кроме граф для записи расписания уроков, домашних заданий к ним, а также граф для отметок, содержал еще поля с замечаниями, куда классным наставником выставлялись отметки за всю неделю по основным предметам, и обязательно оценивалось поведение, прилежание, внимание учеников, подсчитывались и записывались все пропуски и опоздания. Кроме того, в конце дневника помещались правила для учащихся, утвержденные Министерством народного просвещения, кои регламентировали поведение учащихся внутри учебного заведения, между наставниками и учениками, регламентировали поведение учащихся и вне стен учебного учреждения. В конце дневника помещался «Журналъ отсутствiй» ученика, где подробно, с указанием причины, расписывались все пропуски и даже опоздания.

Для девушек гимназисток, которые не жили при учебном заведении, а посещали его, был предусмотрен билет, выдававшийся человеку должному осуществлять сопровождение ученицы в гимназию и из гимназии домой. Да и на каникулы уехать без «Отпускного билета», регламентирующего время отдыха было не возможно.

Нужно сказать, что прогулять уроки было делом невероятно сложным, ибо даже отпроситься в церковь на службу и исповедь было невозможно без «Свидетельства о говении» (бланк которого размещался в конце дневника), которое по окончанию службы заверялась настоятелем или священником церкви, и предъявлялось по возвращению в гимназию надзирательнице, либо классной даме.

То есть наши юные прапрабабушки не просто получали образование в старинных гимназиях, а ещё и учились выдержке и дисциплине, последняя была почти столь же строгой, как и в армии. А если вы нам не верите, то приходите к нам в гости, МРОКМ им. И.Д. Воронина сохранил для вас подлинный «Дневникъ для записыванiя уроковъ на 1912-13 уч. г. ученицы 1-го класса Саранской женской гимназiи Урванцевой Анны» (КП 6461).

Зав. сектором письменных источников отдела фондов Фролова Т.В.

Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")