Цветовая схема:
Размер текста:

История одной мебели, или что общего у стула и самолёта?

     Как лучше всего провести семейные выходные? Это, конечно же, собраться всей семьёй в тёплой гостиной бабушки, устроиться в любимом кресле или на диване уютной старинной мебели. Да где же взять такую мебель, чтобы и старинная, и уютная, и в современный интерьер вписывалась, спросите вы? Конечно же, в нашем замечательном Мордовском республиканском объединённом краеведческом музее им. И.Д. Воронина, где именно такой гарнитур КП 4173/1-8 украшает экспозицию исторического зала.

Зелёный бамбуковый гарнитур – изящный и легкий, словно игрушка, –  его язык не повернётся назвать прадедушкой современной мебели, которой он вполне может дать фору, хотя ему уже исполнилось более сотни лет. Эту чудесную мебель выпускали на одном из крупнейших предприятий Пензенской губернии по деревообработке, которое может похвастаться необычной историей своего развития, от «стула» до «самолёта». Да-да, вы прочитали всё правильно!

Это предприятие было основано в 1901 году в Пензе на берегу Мойки как фабрика гнутой венской мебели «Рамиба». С 1913 года фабрика стала именоваться «Бук», примерно в это же время стали выпускать не только гнутую буковую мебель, но и изящные гарнитуры из бамбука, именно такие, как тот, что украшает нашу экспозицию. В то время на фабрике работало около 300 человек. Ежедневно выпускалось до 40 дюжин венских стульев и значительное количество другой гнутой мебели. Продукция данной паровой фабрики венской гнутой мебели была отмечена Золотыми медалями в 1910 г. на выставке в Брюсселе и в 1911 г. в Риме. Но, с началом Первой мировой войны многие рабочие были мобилизованы на фронт и дела на фабрике резко ухудшились, вплоть до того, что в июле её продали Акционерному обществу воздухоплавания В.А. Лебедева. Позднее фабрика была переименована в завод «Лебедь», где после революции в 1918 году было запущено авиационное производство, просуществовавшее вплоть до 1923 года. С октября 1924 года вновь восстановили производство венской гнутой мебели и дали новое название фабрике – «Красный пролетарий». В 1935 году мебельная фабрика снова реконструируется под выпуск авиационной продукции, чем и занималось вплоть до своего закрытия в декабре 2011 года.

Ну что? Догадались, что общего у стула и самолёта? История, которая объединяет нас всех и которую бережно собирает и хранит наш музей. Приходите к нам, у нас много разных интересных историй!


Научный сотрудник сектора изобразительных и вещественных источников  Е.П. Сёмочкина


Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")