Цветовая схема:
Размер текста:

Исторический зал музея пополнился новыми экспонатами

Исторический зал музея пополнился новыми экспонатами

Каминный зал является одним из самых ярких экспозиционных разделов исторического зала. Его гармоничным дополнением стала картина «Натюрморт с мартышкой», созданная неизвестным художником в XVII в. По мнению Дмитрия Давыдовича Ануфриева, бывшего директора краеведческого музея, автором картины мог быть Франс Снейдерс (1579–1657), фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.

В письме от 30 декабря 1943 г. художнику Ф. В. Сычкову Д. Д. Ануфриев пишет: «Федот Васильевич и Лидия Васильевна, здравствуйте! Хотя писать особенно нечего, Сорокин говорит, что зайдет к Вам, то я решил воспользоваться этим и написать Вам. Прежде всего поблагодарить Вас за очень хорошее гостеприимство. На обратном пути из Краснослободска привез две картины: Ботони, эрмитажное повторение, очень большое и натюрморт Снейдерса (подлинник), все для нашего музея…».

В «Инвентарной книге учета № 2 экспонатов картины и скульптуры Республиканского музея есть запись под № 29 от 15 октября 1943 г.: «Худ. Снейдерс, голландской школы; «Натюрморт», фрукты, овощи. Картина порвана в нескольких местах».

Данная картина была на реставрации в 1970-е гг. без указания на Снейдерса и перед реставраторами не ставилась задача атрибуции автора. При реставрации полотно было наклеено на дублирующий холст и натянуто на новый подрамник, что скрыло оборотную сторону оригинального холста и возможные записи. До проведения экспертизы об авторстве самого Ф. Снейдерса можно говорить только предположительно, кроме того, у знаменитого художника было немало учеников и последователей.

Стоит отметить, что характерной чертой голландского искусства второй половины XVII века стало обогащение тематики натюрморта, который наполнялся изысканной едой, цветами, животными, а также убитой дичью. Также художники любили изображать на подобных работах обезьян. Несмотря на то, что в Европе обезьяны считалась экзотическим животным, они были распространены уже с раннего средневековья и в живописи олицетворяли грехи и слабости человека.

Франц Снейдерс творил в духе своего времени, однако в схожей стилистике писали свои работы художники Адриан ван Утрехт (1599–1652), Ян Бауман (1601–1653), Ян Веникс (1642–1719) и многие другие. На некоторых их картинах можно увидеть характерный натюрморт, дополненный изображением обезьяны.

«Натюрморт с мартышкой», как и ореховый «П-образный» портал камина, представленные в постоянной экспозиции музея, ранее хранились в   имении в селе Кондровка (совр. Темниковский район). Последним владельцем имения был Игорь Платонович Демидов, избранный в 1912 г. в члены IV Государственной Думы от Тамбовской губернии.

А. Н. Занкина, научный сотрудник исторического отдела

Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")