Цветовая схема:
Размер текста:

ИКОНА БЛАГОВЕЩЕНИЯ ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ (фрагмент царских врат)

ИКОНА БЛАГОВЕЩЕНИЯ ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ (фрагмент царских врат)

7 апреля отмечается память Благовещения Пресвятой Богородицы.

Православная церковь, считая Благовещение соименным Евангелию (по-гречески «благая весть»), размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связанной с благовествованием. Врата являются дополнительным символом Богородицы (образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращённых на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь).

События Благовещения описаны в евангелии от Луки, где он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира: Ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами!». Она же, увидев его, смутилась и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:28-33).

В собрании МРОКМ имени И. Д. Воронина находится соименный празднику прекрасный памятник, созданный около 1843 г.

Академическое живописное изображение первой половины XIX в. (с традиционными церковнославянскими богородичными титлами «МР» «Ф(фита)У»), наследующее западноевропейскую традицию, помещено в раму сложной формы, являвшуюся прежде частью правой створы царских врат (фрагмент левой створы царских врат с изображением архангела Гавриила отсутствует).

Богоматерь изображена сидящей в профиль, что не встречается в русской средневековой классической иконографии. Туника светло-розовая, а мафорий, спавший на левое плечо – темно-синий, на голову наброшен светлый, почти белый платок. Перед Богоматерью на аналое книга пророка Исайи (в которой, по преданию, часто изображаются слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Ис. 7:14)).

Икона покрыта толстым слоем потемневшего лака, мешающего рассмотреть произведение в деталях, однако, в тоже время, эта благородная «патина старины» делает образ загадочным, таинственным, мистическим, пришедшим из глубины прошедших веков.

Икона происходит из старинного села Ива (Богоявленское тож) Нижнеломовского района Пензенской области. Деревянный храм с приделом Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1843 г. тщанием священника Евфимия Ивенского. Данная церковь около 1930 г. была закрыта большевиками. В политическом обзоре ГПУ за 1931 г. отмечалось, что в селе Ива «много единоличников и кулачества, которое скрылось из села и в весенние дни укрывается в поселках и лесах, появляясь в ночное время домой… В этом селе до сего времени имеется старое духовенство и монашество и, имея увязку с кулачеством, развита антисоветская агитация». После этого отчета церковь была сломана во второй половине 1930-х годов, а материал пошел на строительство школы и магазина в Кобяках. Публикуемый фрагмент царских врат был спасен одной из верующих женщин данного села, который она бережно хранила всю жизнь, а после ее смерти эту икону продал в музей ее племянник в конце 1989 г. за 60 рублей.

Д. В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе

Вернуться к списку новостей